Есть три ступени правильного отношения к скорбям, которые приносят человеку исцеление.
Первая – терпеть, никого не осуждая.
Вторая – вспомнить свои грехи и обратиться к Богу со словами покаяния: «Достойное получаю по делам моим, прости и помилуй меня».
Третья – веря, что высшим законом нашей природы, нашей жизни является любовь, которая есть Сам Бог, и, следовательно, всё, происходящее с нами, это не месть за грехи и не случайность, а необходимая терапия – благодарить Бога, повторяя множество раз: «Слава Тебе, Господи. Благодарю Тебя!» Кто так делает, скоро получает облегчение, а затем и полное исцеление души от страдания.
Святитель ИГНАТИЙ (БРЯНЧАНИНОВ) писал: «Если никакое искушение не может коснуться человека без воли Божией: то жалобы, ропот, огорчение, оправдание себя, обвинение ближних и обстоятельств суть движения души против воли Божией, суть покушения воспротивиться и противодействовать Богу. Устрашимся этого бедствия!».
Игумен НИКОН (ВОРОБЬЕВ) писал: «Здешние земные скорби, болезни, тяготы старости будут радовать нас в будущей жизни. Если Господь страдал за нас, то как нам не быть хоть в малой мере участниками страданий Христовых?!…
Кто здесь не страдал Христа ради, того будет угрызать совесть в будущем веке, – ведь можно было показать свою любовь ко Христу терпением скорбей, и не сделал этого, стараясь уклониться и избежать всяких скорбей. Совесть будет угрызать нас, что не ответили взаимностью на любовь Божию.
Будем же благодарить от всего сердца Господа за все, что угодно будет Ему послать нам. Не во гневе, не для наказания посылает нам Господь скорби и болезни, а из любви к нам, хотя и не все люди и не всегда понимают это. Зато и сказано: за все благодарите (1Фес. 5: 18). Надо всей душой предаться благой воле Божией, спасающей нас, любящей, желающей через малые скорби земной жизни привести к вечному блаженству, во славу чад Божиих. Сие буди, буди со всеми нами. Аминь».
Так, христианство даёт человеку возможность не только понять смысл всех тяжелых превратностей жизни, но и получить уже здесь, в земной жизни, реальное утешение в своей душе. Иногда это происходит поразительным образом. Например, в житии великомученика Евстратия сообщается, что во время пыток он вдруг воскликнул: эти мучения суть радость рабам Твоим. Подобное читаем в письме преподобного НИКОНА (БЕЛЯЕВА) Оптинского из тяжелой советской тюрьмы: «Счастью моему нет предела».
А если нет веры в Бога, в бессмертие личности и вечность радости и любви всех тех, кто оказался и окажется здесь в страданиях, болезнях, под гнетом несправедливости, что тогда остаётся живущим – только жуткая бессмыслица и безответное отчаяние.