Иногда можно слышать, что христианская вера, обещая человеку будущие небесные блага, отнимает у него счастье земной жизни. Но такие заявления проистекают из полного непонимания Православия. Достаточно обратить внимание хотя бы на некоторые его стороны, чтобы убедиться, какую огромную психологическую и нравственную помощь оно оказывает верующему в решении самых серьёзных проблем его земной жизни.
Прежде всего, вера православная открывает человеку смысл его земной жизни – это подготовка к жизни вечной и царственному величию быть чадом Божьим. Вера в бессмертие личности и нравственную ответственность перед Богом и совестью не только спасает человека от переживания бессмыслицы смерти, но и является действенным стимулом к разумной и нравственной деятельности. Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ писал: «Без веры в свою душу и в ее бессмертие бытие человека неестественно, немыслимо и невыносимо»[1]. «Только с верой в свое бессмертие человек постигает всю разумную цель свою на земле»[2].
Вера, что Бог – это не карающий Судья, а неизменно любящий и премудрый Врач, всегда готовый в ответ на искреннее обращение и покаяние оказать помощь, даёт христианину твёрдость и утешение в самых трудных обстоятельствах жизни, при самых тяжёлых нравственных падениях. Такая вера избавляет христианина в тяжелые моменты жизни от разочарования, от чувства заброшенности, тоски и отчаяния, от самоубийства.
Такая вера даёт возможность правильно отнестись и к тем неизбежным несправедливостям, которые происходят в человеческом мире. Верующий понимает, что никакой злодей и никто, и ничто в мире не смогут сделать ему большего, чем будет позволено премудрым и любвеобильным Богом. Как писал святой ИСААК СИРИН: «Ни один раб не может сделать вреда кому-либо из подобных ему рабов без дозволения о всех Промысляющего и всем Управляющего»[3]. «Господь не позволяет, чтобы к твари Его приближалась власть демонов и людей, и исполняла на ней волю их»[4]. Такая вера даёт возможность верующему не только всё переносить с мужеством, даже с радостью и благодарностью Богу, но и предостерегает его самого от бездумной, стихийной и грязной жизни, от злых поступков, преступных замыслов, ненависти и т. п.
Верующий понимает, что как врач в зависимости от болезни одному рекомендует курорт, а другого отправляет на тяжёлую операцию, так и всё неприятное, происходящее с ним, «не напрасно, не случайно», а является естественным следствием его духовного состояния. Ибо всё совершается по объективным законам духовной жизни, высшим из которых является любовь Божия. Поэтому всё и всегда в жизни – это не наказание, не месть Бога, а самое полезное и лучшее, что может быть для человека. Как писал святой ИСААК СИРИН: «Он ничего не делает ради возмездия, но смотрит на пользу, которая должна произойти от Его действий»[5].
Вера в то, что Бог всех равно любит, что Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Мф. 5: 45), спасает верующего от высокомерия, гордости, вражды, унижения других людей, останавливает его язык от клеветы и всякой неправды по отношению к любому человеку.
Вера, что все люди и, следовательно, он сам заражены страстями и нет человека без ошибок и грехов, спасает верующего от непрерывных осуждений, раздражения, безрассудного гнева, помогает великодушному отношению к недостаткам окружающих людей, сохранению с ними мира, особенно в семейной жизни. Игумен НИКОН (ВОРОБЬЕВ) в связи с этим писал: «… к людям надо относиться так, как врач – к больным»[6].
Искренняя вера постоянно напоминает человеку слова Христа: Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или, как можешь сказать брату твоему: брат! дай, я выну сучок из глаза твоего, когда сам не видишь бревна в твоем глазе? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего (Лк. 6: 41-42). Поэтому верующий, видя свои страсти и свои слабости, воздержится предъявлять особые требования к поведению другого, вспомнит: «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?»
Вера словам Христа: Итак, во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними (Мф. 7: 12), – принятым как закон единственно разумного общения изменило бы всю жизнь человечества и действительно поставило бы ее на твердую почву справедливости, милосердии и любви.
Наконец, вера, что Христос есть путь и истина и жизнь (Ин. 14: 6), давшая неисчислимому множеству людей то, о чем сказано: Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1Кор. 2: 9), – эта вера свидетельствует, что христианство – не красивая сказка, а истина, открывающая реальный путь к тому счастью, которое так безуспешно ищет человек на путях других.
[1] Достоевский Ф.М. Дневник писателя. В 2-х т. Т. 1. М., 2011. С. 598.
[2] Достоевский Ф.М. Дневник писателя. В 2-х тт. Т. 1. М., 2011. С. 601.
[3] Исаак Сирин, прп. Слова подвижнические. Слово 31. М., 1858. С. 204.
[4] Исаак Сирин, прп. Слова подвижнические. Слово 31. М., 1858. С. 205.
[5] Исаак Сирин, прп. О божественных тайнах и о духовной жизни. Беседа 39. §5. СПб., 2006. С. 272.
[6] Никон (Воробьев), игум. Нам оставлено покаяние. М., 2010. С. 54.