Земную жизнь Господь называет крестом. И как крест имеет вертикальную и горизонтальную перекладины, так и жизненные переживания, труды и подвиги человека бывают двух видов.
Первый, вертикальный, – это сознательно и добровольно взятые на себя различного рода обязательства и жертвы за других людей, подвиги ради спасения и достижения вечной жизни.История показывает множество примеров в самых разнообразных формах такого подвижничества.
Второй вид, горизонтальный, связан с перенесением несчастий, болезней, разного рода личных, семейных, общественных неприятностей, от которых, как правило, человек не в состоянии освободиться. И здесь есть несколько духовных уровней христианского к ним отношения.
Начальный – терпеть, не обвиняя Бога и людей. Преподобный Марк Подвижник писал:«Пришедшу искушению, не ищи, как и от кого оно пришло, а ищи того, чтобы перенести его с благодарением» (Избранные письма. Ч. 5. Письмо 472). Наш русский валаамский подвижник Тимофей на Афоне говорил: «Терпеть не будешь, бесу жертвой будешь» (Русский Афонский Отечник. Т. 1. Ч. 1). Игумен Никон (Воробьев): «Слишком огорчаться внешними трудностями – признак маловерия; слишком огорчаться внутренними – признак гордости» (О началах жизни. Скорби, страдания). Такое терпение спасает человека от ожесточения, вражды, мести, то есть еще больших страданий.
Следующий уровень христианского отношения к скорбям исходит из убеждения, что случайностей в жизни не бывает, но все происходит по духовным законам и, следовательно, причиной всех скорбей в конечном счете являюсь я сам, мои грехи, особенно грехи против ближних. Преподобный Марк Подвижник писал: «Если все невольное происходит от произвольного, по Писанию, то никто столько не враг человеку, как он сам» (Слово 2. О тех, которые думают оправдаться делами. 104). Осознание этого, искреннее раскаяние и обращение к Богу с молитвой: «Господи, достойное по делам моим получаю, помилуй меня» приносит душе утешение, освобождает ее от внутренних переживаний.
На третий уровень верующий восходит, когда благодарит Бога за случившуюся скорбь, понимая, что получает достойное по делам своим и все беды являются не местью Бога, Который «только благое творит» (преп. Антоний Великий), а следствием недостойной жизни и все происходит только для его пользы. Такое благодарение способно полностью исцелить душу от страданий.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) подводит итог: «При встретившейся скорби полезно повторять следующие краткие изречения, повторять со вниманием и от всей души, повторять, доколе не прольется в сердце от повторения их спокойствие, даже утешение и сладость:
1) „Достойное по делам моим приемлю: помяни мя, Господи, во царствии Твоем“.
2) „Господи! Да будет святая воля Твоя над мною грешным ныне и во веки“.
3) „Господи! Я – создание и раб Твой; хочу или не хочу, нахожусь во власти Твоей: твори с созданием Твоим по святой воле Твоей и по великой милости Твоей“.
4) „Слава Тебе, Господи, за все, что Ты навел на меня, слава Тебе! Праведен и многомилостив суд Твой надо мною, заслужившим все временные и вечные казни“.
5) „Благодарю и славословлю Тебя, Господь и Бог мой, за те малые и ничтожные скорби, которые Ты попускаешь мне всеблагим и премудрым Промыслом Твоим, которыми Ты обличаешь неведомые мною страсти мои, которыми облегчаешь мне ответ на Страшном суде Твоем, которыми искупуешь меня от вечных мук ада“.
Очевидно, что эти изречения заимствованы из Священного Писания и отеческих писаний; при внимательном, неспешном повторении их они действуют весьма скоро, сильно, благотворно, спасительно» (Приношение современному монашеству. Гл. 33).
Таким образом, усиленное благодарение Бога со словами: «Слава Тебе, Господи, благодарю Тебя, помилуй меня», повторяемое с понуждением себя многократно, десятки раз, сначала одним умом, а затем переходящее в сердце, скоро приносит не только ослабление страданий, но и сердечную радость, мир и еще большую благодарность Богу.
Оптинский старец преподобный Никон (Беляев) писал из сурового заточения: «Радости моей нет предела»! Игумен Никон (Воробьев) советовал: «Благодари Господа за все в жизни; ибо и доброе, и тяжелое, радость и скорбь посылает Господь для нашей пользы, для спасения» (Нам оставлено покаяние. Письмо 110).
Так опытно познается христианство.