Очень часто приходится наблюдать, когда многие, приходящие в храм, не знают, как себя вести. Точнее, не просто не знают, а они даже не предполагают, что ведут себя на самом деле неправильно, нарушая самые элементарные нормы. О чём идёт речь?
Верующий человек приходит в храм, идёт в богослужение. Он начинает или покупать свечи, или разговаривать… Взяв свечу, он идёт, расталкивая людей, к подсвечнику, начинает ставить свечу. Дальше идёт, расталкивая опять людей, целует иконы. И этот верующий человек даже не понимает, что он делает.
Храм – что это такое? Это дом молитвы. А здесь во что превращается? В суету, которая отвлекает и часто раздражает стоящих и молящихся людей. Мне кажется, что очень важно говорить именно об этом.
Первое, что мне хотелось бы сказать. Человек, если хочет купить свечи, заказать молебен, панихиду и т.д., он должен постараться или прийти до богослужения, или уже после богослужения, чтобы во время службы не стоять у ящика, не разговаривать там и не мешать людям.
Далее, как я уже сказал, ни в коем случае во время богослужения не ходить по храму, не разговаривать, не расталкивать людей, не целовать иконы.
Особенно предупреждение мамашам с детьми, которые очень часто, сами того не понимая, занимаются настоящей бесовской работой – когда детишки начинают бегать, кричать, а мамаши стоят и, в общем-то, не придают этому никакого значения. И что получается? Задача бесов в чём состоит? –помешать людям молиться. В данном случае эту работу исполняют детишки.
Родители должны знать, что гнев Божий они навлекают на головы и свои, и своих собственных детей.
Дальше, например, одежда. Какая она должна быть? Я как-то обратил внимание, как у нас собирались в театр. Дамы как разодеты идут!.. А в храм приходят, как будто я не знаю куда – просто так на улицу прогуляться.
В храм нужно одеваться, я бы сказал, с тем уважением, почтением и благоговением, с каким мы можем стать перед Христом и его святыми. Женщины как должны одеваться? – Невызывающе! Они идут не на пляж и не какую-то летнюю прогулку, а идут в храм Божий.
В некоторых храмах есть очень хорошая практика – мужчины справа, женщины слева. Вот неужели трудно соблюдать это правило? Не стойте под ручку! Вы пришли не на смотровую площадку, а в Храм Божий! Не держитесь за руки! Вы пришли в храм на молитву, пожалуйста, разойдитесь: она влево, ты вправо. Вот видите, даже вот такие вещи чисто внешнего порядка очень много значат.
Ну, а если уже говорить о других вещах, то важно бы понимать, что молитва состоит не в том, что мы пришли в храм, и не в том, что в это время поют или что-то читают. У святителя Игнатия Брянчанинова есть такое очень, я бы сказал, сильное высказывание. Он говорит, что, к сожалению, перестали понимать, что такое молитва. И дальше прибавляет вообще удивительные слова – «нужно учиться правильной молитве».
Мы всегда слышим, молитесь, возлюбленные во Христе братья и сёстры. И часто под молитвой понимается просто произнесение слов молитвы или стояние в храме во время богослужения… Но это совсем не молитва. Оказывается, молитва, говорит святитель Игнатий, только тогда начинается у человека, когда он с вниманием относится к каждому слову молитвы.
За богослужением человек не всегда может внимательно слушать и соучаствовать с тем, что читается или поётся. Подчас многие вещи не поймёшь, например, когда поют стихиры, или читают канон. Содержание очень трудное, да и чтец не всегда отчётливо читает. И тогда святитель Игнатий советует, чтобы время богослужения не проходило напрасно, необходимо, с вниманием, вернее понуждая себя к вниманию, ловя себя, совершать краткую молитву Иисусу: «Господи Иисусе Христе, помилуй меня» или «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного (грешную)». Эту краткую молитву человек, не привыкший молиться, ещё может совершать с вниманием. Чуть-чуть длиннее – всё, уже улетел.
Нужно учиться молиться. Это святитель Игнатий говорит каждому христианину. В противном случае мы просто обманываем свою совесть. Кажется, сходили в храм, кажется, прочитали молитву. На самом деле ни того, ни другого нет. Пришли в храм, разглядываем, осуждаем, Бог знает, о чём мыслим, мечтаем и так далее… Важнейшее, что требуется для человека, когда он приходит в храм, – это научиться молиться. Без этого нет проку от посещения храма.
Более того, святитель говорит даже о том, что произнесение молитвы без внимания есть оскорбление Бога и вызывает гнев Божий на человека.
При каких условиях молитва правильная? Первое условие – это внимание. Второе – это, конечно, благовение. В храме нужно стоять не переминаясь с ноги на ногу, не оглядываясь по сторонам, не рассматривая окружающих. Стоять в храме нужно благоговейно. И это чрезвычайно важно.
Третье условие – это покаяние. Наверное, все мы, насколько бы ни были, так сказать, каменно-сердечны, всё-таки понимаем, что мы грешные люди. И поэтому человек должен совершать молитву покаяния.
Итак, правильная молитва – это молитва, совершаемая с вниманием, благоговением и покаянием. Вот эти три положения крайне необходимы для каждого человека, но им нужно учиться. Поэтому первая задача верующего человека – это начать учиться молиться. Вы сами прекрасно понимаете, что можно всю жизнь ходить в храм, а внимательной молитве так и не научиться. Когда мы не молимся, а лишь присутствуем в храме, не молимся, а лишь празднословим, не молимся, а вычитываем положенные молитвы, тогда мы наказываем сами себя.
Так что основная задача приходской жизни, прихода и каждого члена прихода – это начать учиться молиться. Для этого есть соответствующая литература и, конечно, особенно замечательны в этом творение святителя Игнатия Брянчанинова. Вот, например, беседа старца с учеником о молитве Иисусовой во втором томе его сочинений – просто замечательна.
Из лекций А. Осипова