Как вернуть благоговение? За долгие годы хождения в храм оно пропало. Очень редко оно возвращается, но совсем ненадолго. Чувствую, что происходит регресс в духовной жизни, с годами становится только хуже, а не лучше.
Причина этого явления простая – мы совсем не молимся. Молимся только тогда, когда что-то случится. О-о-о! Тогда мы готовы, я не знаю, горы свернуть. А так – не молимся. Совсем не молимся. Понаблюдайте за собой – молитесь вы или нет?
Святитель Игнатий Брянчанинов говорит, что молитва без внимания – это не молитва, она мертва, она душевредное, оскорбительное для Бога пустословие. Вы когда-нибудь слыхали такое, что молитва душевредная, оскорбительная для Бога?
Мы не молимся. Когда мы читаем молитвы – мы болтаем молитвы. Потому святитель Игнатий Брянчанинов со всей строгостью и силой говорит: «Нужно начать учиться молиться!»
Тот, кто хочет освободиться от состояния духовного охлаждения, тот должен начать учиться молиться. Мы-то думаем, что мы всю жизнь молимся, а на самом деле – ни разу не помолились. О вещах земных – это мы молимся, это мы можем, но об этом все язычники молятся. Тут мы с язычниками прямо друзья. А молиться о грехах – этого нет!
Кто молится о своих грехах? Ну, в общей форме, да, я скажу –Господи помилуй. Но мы не молимся совсем. А если мы не молимся, то, естественно, душа остывает, охладевает и, наконец, мертвеет. Наступает, так называемое, окамененное нечувствие, когда душа уже вообще не способна молиться. Это беда!
Как быть, если начинаю молиться, а внимание сразу же рассеивается?
На протяжении длинных молитв, песнопений – да, мы никак не можем удержать со внимание. Поэтому святые отцы советуют: Тот, кто хочет научиться молиться, тот должен начать это делать с краткой молитвы Иисусовой. Самое кратчайшее – Господи Иисусе Христе помилуй мя (меня)! Можно подлиннее – Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя! Нужно с этого начинать и положить себе за правило, чтобы несколько раз в день, насколько можно чаще, с полным вниманием произносить: «Господи Иисусе Христе помилуй меня». Нужно начать с этого. Если мы не будем упражняться в этом, мы никогда не научимся молиться!
Как можно чаще – Господи, Иисусе Христе, помилуй меня! Разве это трудно? Нетрудно. Разве это требует какой-то уж такой сосредоточенности внимания? – Нет, здесь несложно. А вот длинные молитвы сразу – не сможем. Но всё равно, когда их читаем, то нужно постоянно возвращать мысль к молитве. Ушла мысль – возвращать. Ушла – опять возвращать.
Нужно выбросить эту идею, что будто бы я, когда без внимания молюсь, то я всё равно молюсь! – Ничего подобного! Нет! «Душевредное, оскорбительное для Бога пустословие» – сильнее, по-моему, уже даже не скажешь. То, что мы обычно называем, увы, молитвой – это страшный самообман!
А потом, действительно, – прихожу в храм, ой, у меня что-то ничего нет в душе… И зачем я вообще пришёл? А может вообще и Бога-то нет? Вот так можно докатиться и до этого.
Как формируются потребности в молитве и как избежать в ней охлаждения?
Господи Иисусе Христе, помилуй меня! – Если мы начнём от всей души как можно чаще обращаться хотя бы с такой краткой молитвой к Богу, то увидим, как, наконец, наша толстенная броня на сердце начнёт давать трещины. У нас же сейчас прям каменное сердце! Какой там потребности? Приходится умом, убеждением разбивать камень души – я верю в Бога, и я, Господи, к Тебе обращаюсь – согрешил, Господи – прости меня! Кстати, после греха надо обязательно сразу каяться перед Богом. Не надо думать, что покаяние – это только когда мы придём в церковь к батюшке! Ну что вы! Каяться нужно непрерывно, как только согрешил – Господи, прости меня! Разве трудно сказать? Посмотрел не так, сказал не так, сделал не так человеку – Господи, прости меня!
Если таким образом будем делать, согреется наше сердце. Согреется! И возникнет потребность, как можно чаще и даже с благодарностью Богу будем тогда молиться. Это нужно иметь в виду. Нужно согревать своё сердце-то! Мы его забросили совсем! Забросили, наполнило всякой дрянью… Молиться – не молимся. И потом говорим, почему же это ничего я не чувствую? А как чувствовать, когда там Бога нет?