Я расскажу вам один удивительный факт, который происходил на моих глазах.
К игумену Никону (Воробьеву) подошла одна женщина, крестьянка и со слезами говорит: “Батюшка, я живу в деревне одна и мне очень скучно. Нет никаких подруг, с кем бы я могла проводить время. Съедает меня тоска…” Батюшка Никон дал ей такой совет: “Запомнить эту молитву: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешную. Или, если всё-таки это тяжеловато долго, хорошо – Господи Иисусе Христе, помилуй меня. Пять слов. Можешь запомнить?” – Могу. – “Вот постарайся, как можно чаще, но с полным вниманием произносить эту краткую молитву”.
Этот разговор был при мне, я с вами делюсь, как свидетель. И вот проходит примерно год и, можете себе представить, вот промысл Божий, действительно, эта же женщина вновь приходит к батюшке, но уже как подходит?! – Она буквально падает на колени и благодарит его: “Вы мне такую радость дали! Вы так наполнили мою жизнь! Я даже не знаю, как вас благодарить!” Простая крестьянка приняла этот совет и исполнила! И я позавидовал ей тогда. Вот это да! Я студент Академии, а она – простая, необразованная крестьянка, приняла, и вот какой результат был этой молитвы, которую она стала совершать.
Я вам скажу, это просто прекрасный случай! Видимо, Бог каждому из нас что-то даёт увидеть такие чудеса, чтобы, может быть, у нас совесть заговорила. – У меня совесть просто заговорила. Кто она? – необразованная крестьянка. Я – студент академии. И она, видите ли, молится. Молится! И какая радость! Какой мир! Какое наполнение жизни! Всё! А тут что? – суета одна и больше ничего.
Вот какой замечательный пример!
Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет: “Нужно начать учиться молиться”. Не будет молитвы – не будет православия, не будет церкви! И не думайте, что если мы будем себя называть православными, то мы уже православные. Ничего подобного! Тело не в форме, а в содержании.
– Почему же этот опыт, который Вы сейчас рассказали, мало у кого это получается? Многие берутся за Иисусову молитву и вот такого опыта не имеют?
Многие берутся за спорт, за бег, за штангу, за борьбу. Многие ли достигают золотых медалей?
Многими вещами обусловлен наш успех. И один из этих моментов, на который надо обратить внимание, и я обращаю внимание, – нужно правильно молиться. Если человек начнёт делать это только с мыслью о каком-то своём успехе, или с мыслью угождения Богу, то, скорее всего, он ничего не получит, потому что молитва – это есть нечто иное, – это средство исцеления. Неужели я могу хвастаться врачу, что, знаете, я таблетки принимаю? Да? – До чего же я хорош, я принимаю таблетки!
А очень часто мы, становясь на путь, кажется, исполнения какой-то заповеди, уже мыслим о себе. Так и молиться можно начать в неправильном ключе, и тогда действительно всё будет отвергнуто и бесплодно. Многим, даже оптинские старцы запрещали заниматься молитвой Иисусовой, потому что молитва – это есть умоление Бога. О чём? – о своих страстях, о своих грехах… Так, не ощущая своей греховности и покаяния, некоторые превращали молитву в заклинание и мантры. И происходило то, что произошло с этим рассказчиком откровенных рассказов странника. Книга прямо противоположная тому, что пишут святые отцы о молитве Иисусовой.
Лучший наставник молитвы Иисусовой для нас – святитель Игнатий (Брянчанинов).
Без понуждения себя к жизни по заповедям, без познания себя молитва может превратиться в нечто мёртвое и даже опасное. Молится правильно тот, кто видит, что он болен. А до тех пор, пока я не вижу, и не ощущаю, и не переживаю, и не вижу самых элементарных вещей, что я не могу не завидовать, не могу не осуждать, не могу не тщеславиться… И вы знаете, возьмите любую заповедь и, оказывается, – не могу, не могу, не могу…
Вот тогда-то, пожалуй, я скажу, – Господи, помилуй! Не могу, оказывается! Я думал, какой я хороший!
Преподобный Симеон Новый Богослов так и пишет: “Тщательное исполнение заповедей Христовых научает человека его немощи”.
Только перед лицом заповедей я могу увидеть, кто я есть на самом деле и что мне нужен Христос! Вот тогда молитва, действительно, будет искренней, покаянной, приводящей к исцелению души. В противном случае можно и молитву извратить, ибо нет такой доброй вещи, которую нельзя было бы испортить.
Из лекций А. Осипова