Является ли нецерковный брак блудным сожительством?

Является ли нецерковный брак блудным сожительством? Обязательно ли необходимо венчаться супругам, или же достаточно печати в паспорте?

Если речь идет о верующих православных людях, то здесь никаких вопросов не должно возникать. Какие же это верующие, если пренебрегают церковным таинством. Если верующие, то почему же отказываетесь принимать дар благодати Святого Духа, подаваемый супругам в венчании и вспомоществующий им в их совместной христианской жизни. Так что если и муж, и жена верующие люди и при этом не хотят принимать этого дара, то, конечно, этим они показывают свое неверие, и именно в этом неверии и заключается их грех.

В отношении же распространенного до сих пор мнения, что не венчанный  брак – это блуд, я даже не знаю, что и сказать: это или какое-то дремучее невежество, или же сознательное противление Божественному слову.

Брак установлен Богом изначально: И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею (Быт. 1, 27-28). Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть (Быт. 2, 24). Поэтому любой брак между мужчиной и женщиной, если он заключен в соответствии с традиционными нормами данного общества, данной религии, является законным браком. Я специально подчеркнул библейское учение о браке, совершающемся между мужчиной и женщиной, поскольку теперь сатанинские идеологи, вечно противящиеся всему от Бога исходящему, пропагандируют содомизм, кощунственно называя его браком, и в западных странах уже узаконено сожительство гомосексуалистов.

В древней Церкви законным считался брак, совершенный в соответствии с нормами Римского права. И в принципе это положение принимается Православной Церковью до сих пор. Поэтому супружеский союз, заключаемый на всю жизнь и в соответствии с определенными общественными нормами, является законным браком.

Но, если такой брак – это лишь естественный союз, то брак церковный, скрепленный таинством венчания, – это уже союз сверхъестественный, благодатный, союз по образу Христа и Церкви.

Итак, греховным нужно считать только тот брак, в котором оба супруга, являясь верующими православными люди, отказываются, тем не менее, венчаться. Но это совсем не грех блуда, а грех неверия в таинство, пренебрежение им, пренебрежение Церковью, это таинство установившей.

Если же супруги неверующие, то о каком венчании может быть речь? Если они сохраняют верность друг другу, – их брак остается нормальным человеческим браком, и в этом отношении обвинить их не в чем. Можно, конечно, поставить вопрос о причинах их неверия, но это уже совершенно другая тема.

Наконец, есть третий вариант брака, когда верующей является только одна половина. В наше время эта ситуация очень распространена: жена обращается к Богу, становится православной, а муж еще долгое время продолжает оставаться неверующим человеком. Как быть в таком случае?

Во-первых, брак этих людей по-прежнему остается нормальным супружеским союзом, их взаимоотношения законны. Принцип православного отношения к такому «смешанному» браку выразил апостол Павел: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим (1 Кор. 7, 12-14).

Во-вторых, для верующей половины супружеское сожительство с неверующим человеком не является препятствием к полноценной церковной жизни, препятствием к участию в таинствах Церкви и т. д.

В-третьих, верующей половине нельзя склонять своего супруга или супругу к венчанию только ради самого венчания. Нужно прежде постараться обратить его к вере, привести к Православию, а уж потом ставить вопрос о принятии таинства. Нельзя дар благодати Божией навязывать кому-то насильно  Сын мой! отдай сердце твое мне (Притч. 23, 26), – говорит Господь. Если же человек неверующий, если сердце его еще «на стране далече», то, естественно, тут ни о каком таинстве, ни о каком венчании не может быть и речи. Надо терпеливо ждать, надеяться, что Господь пробудит его сердце. И, конечно же, необходимо и со своей стороны стараться помочь человеку обрести веру. Но делать это нужно очень тактично, осторожно, с доброжелательством и любовью. Если этого нет, – лучше молчать и молиться, чем проповедовать так, что у человека потом на долгие годы аллергия на все, связанное с христианством и Церковью.

Удивляет и даже возмущает позиция тех горе-пастырей, которые отлучают от причастия людей, живущих в не венчанном браке.

  • В блуде живешь! Венчайся немедленно!
  • Батюшка, да ведь он у меня неверующий.
  • Неверующий, тогда разводись.

К прискорбию, подобные ситуации происходят у нас буквально на каждом шагу. Доходит до разводов, до настоящих трагедий. А такому пастырю все нипочем. Он твердит, как говорится, «от ветра головы своея»: «В блуде живешь!» – и все тут. И апостол Павел ему нипочем, и святые отцы ему нипочем. Священный Синод Русской Православной Церкви принимает специальное постановление по этой проблеме, – и Синод ему нипочем.

А ведь в этом постановлении черным по белому написано: «Напомнить пастырям о том, что Православная Церковь, при­знавая превосходство церковного брака, с уважением относится к гражданскому браку, а также к такому браку, в котором лишь одна из сторон принадлежит к православной вере, в соответствии со словами святого апостола Павла: Неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верую­щим (1 Кор. 7, 14)»[1]. Больше мне добавить нечего.


[1] Материалы заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 29 декабря 1998 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *