Неверное понимание христианства (часть 2)

Лекция №9 из цикла лекций по апологетике, читаемый проф. А.И. Осиповым на выпускном 4-м курсе бакалавриата Московской духовной академии.

* Главное в христианстве – это жизнь по заповедям и покаяние, а не внешнее исполнение обрядов и таинств. Таинства – это не магия.
* Иудеохристианство. Католичество и иудейство.
* Мистицизм и духовность.
* Понимание христианства как средства достижения мистических состояний является ложным и опасным.

Иудаизация христианства

Попытки свести христианство к иудейству начались с самого возникновения Церкви. Они выражались в настойчивом стремлении исправить христианство на основе Ветхого Завета от тех «заблуждений», которые были привнесены в него Евангельским учением, особенно апостола Павла. В результате, основополагающие истины Нового Завета, такие, как учение о Боге-Троице, Боговоплощении второй Ипостаси, Мессианстве Иисуса Христа, Его крестной Жертве и Воскресении, Евхаристии и прочих таинствах и др., или прямо отвергаются, или извращаются.

Уже в Деяниях апостолов находим серьезные споры об отношении христиан к закону Моисееву, прежде всего, т. н. иудействующих –крестившихся из иудеев, настаивающих на сохранении безусловной значимости Ветхозаветного закона. В течение всей новозаветной истории эти идеи постоянно вспыхивали в разных христианских странах. Святитель ИОАНН ЗЛАТОУСТ в 4-м веке называл многих верующих «иудействующими христианами» [1].

На Руси в XV-XVI столетиях та же, фактически, ересь, получившая название «ереси жидовствующих», внесла сильнейшие нестроения в церковную и общественную жизнь государства. Ее идеи давали себя знать и в последующие века. В XX-м веке с бурной активностью и финансовой поддержкой из-за рубежа появилась та же, по существу, ересь, но опять под новым названием «свидетели Иегόвы», пропагандируя все те же идеи 2000-летней давности. 

На Западе процесс иудаизации христианства, переосмысления в ветхозаветном контексте важнейших христианских истин веры и жизни идет давно, он активизировался со времени Реформации, а в настоящее время особенно усилился. 

Одним из наиболее серьезных искажений, низводящих христианство на уровень ветхозаветной иудейской религии, является то понимание спасения, которое теперь стало, фактически, общим в богословии западных христианских церквей. Христос рассматривается, прежде всего, как помощник в решении исключительно проблем земной жизни, оправдывающий человека, а не исцеляющий его от греха. Соответственно и проповедь, и деятельность церквей направлена не на спасение человека от страстей, не на его духовно-нравственное очищение, а на устроение материальной и культурной жизни общества. Понятие о христианской духовной жизни, которое с такой потрясающей силой и ясностью было дано отцами Древней Церкви, оказалось выхолощенным и подавлено откровенным материализмом, идея которого является основной в иудаизме[2].

Происходит очевидная иудаизация христианства. Эта идея в настоящее время становится главной в католической и протестантских церквах и, естественно, проникает (главным образом через экуменические контакты) в православную среду. Экуменическое движение особенно убедительно свидетельствует о катастрофической мамонизации (иудаизации) современного христианства.

В католическо-протестантском богословии возник даже термин «иудеохристианство», который стал общепринятым. Но не противоречивое ли это понятие? Ведь для ортодоксального иудейства Иисус Христос, Царство Которого не от мира сего (Ин. 18, 36) – лжемессия, а по христианскому Откровению ожидаемый иудейский мессия – антихрист. Поэтому говорить об иудеохристианстве, основываясь на общем признании текстов ветхозаветных библейских книг при взаимоисключающем понимании их сущности – Мессии, невозможно. Мусульманство также признает ветхозаветных пророков, более того – Деву Марию, Иоанна Крестителя, и в таком случае, почему бы не говорить об исламо-христианстве или иудео-мусульманстве?

Ватикан в развитии идеи иудеохристианства пошел очень далеко. Особенно много в плане конвергенции христианства с иудаизмом сделали папы Иоанн Павел II и Франциск.

Так, 1 ноября 1997 года в Ватикане закончился межцерковный симпозиум на тему: «Корни антииудаизма в христианской среде». (Почему бы ради объективности не проводить параллельно симпозиум на тему: «Корни антихристианства в иудейской среде»?) Папа Иоанн Павел II тогда сказал: «Цель нашего симпозиума – прийти к правильному богословскому толкованию отношений между Церковью Христовой и еврейским народом. В начале этого малого народа, окруженного языческими империями, превосходившими его блеском своей культуры, находится шаг Божьего избрания. Этот народ призван и ведом Богом, Творцом неба и земли. Поэтому его существование не принадлежит к одной только сфере природных и культурных явлений… Существование этого народа – это факт сверхъестественный. Это народ Завета, и таковым он останется всегда и несмотря ни на что, даже когда люди неверны, ибо Господь верен Своему Завету»[3].

Оказывается, для папы, если вопрос касается еврейского народа, то и неверность Богу не трагедия.  

Так, вопреки многочисленным резолюциям различных международных организаций, ООН, осудивших германский шовинизм и любые попытки поставить какую-либо нацию выше других, папа, не взирая ни на что, и искаженно толкуя Священное Писание (Рим. 3: 3,4), проповедует сверхъестественность еврейского народа. По этой логике и Сам Христос ошибся, когда сказал о неверующих евреях: Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его (Мф, 21:43. Ср. Рим. 2: 12,13,25,28,29).

В заявлении, выпущенном 10 декабря 2015 г. Комиссией Ватикана по религиозным отношениям с евреями, говорится: «Поэтому Церковь обязана рассматривать евангелизацию евреев, имеющих единого с нами Бога, как способ, отличающийся от того, который применим по отношению к людям других религий и мировоззрений». Какой это способ, документ поясняет: «Хотя евреи не могут верить в Иисуса Христа как универсального Искупителя, они имеют свою часть в спасении, потому что дары и призвание Божие безвозвратны. То, как это может быть возможно, остается непостижимой тайной Божественного плана домостроительства спасения»[4]. Откуда Комиссия узнала об этой тайне – действительно тайна.

Не случайно Ю.Ф. САМАРИН говорил: «Католицизм – это иудаизм в христианстве». (Та же самое происходит и в протестантизме.) И можно не сомневаться, что будет с христианским Западом, если ФРАНЦИСК уже заявил:«Мы верим вместе с иудеями в одного Бога»[5].  Христос для папы, видимо, уже не Бог.

Но католицизм на Западе рассматривается как одна из серьезных идеологических сил в борьбе против России. Один из политических обозревателей так представляет это: «По мнению американцев, Россия представляет собой одну из величайших угроз для безопасности США … поэтому … американская внешняя политика может достигнуть своей цели, способствуя переменам в России: окончательному отказу от единого мировоззрения и движению к плюралистическому обществу… во всех отношениях человеческой жизни, прежде всего в идеологической и религиозной. Таким образом, Америка заинтересована в укреплении и росте в России нерусских религий и философий, в том числе католицизма, который является мощной международной силой»[6].

Законническое понимание христианства

В Евангелии законниками называются те учителя еврейского народа, которые особенно тщательно изучали всю обрядовую сторону иудейской религии, ее обычаи, и исполнению которых они придавали первостепенное, по сравнению с заповедями Божиими, значение. Поэтому Христос часто и резко обличал их за это: Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды… вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников… Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну? (Мф. 23: 15, 23-25, 28, 29, 33, 38).

Подобное же явление происходит и в жизни христиан, когда они исполнением внешних церковных предписаний подменяют жизнь по Евангелию. Такое убеждение вызвано непониманием значения всей этой внешней стороны церковной жизни для спасения. Богослужения, таинства, правила, обряды – это не средства спасения человека, ибо не исцеляют душу от страстей. Всё это лишь вспомогательные средства, которые могут оказать помощь в духовной жизни верующего, но могут и увести его в прямое язычество. Ибо спасение совершается только в борьбе с грехом, очищении души от страстей и искреннем покаянии. Если же этого нет, то всё это внешнее благочестие не просто теряет всё своё значение, но и приводит человека к лжеверию, самомнению и духовной гибели.

Поэтому совершается тяжкий грех, когда духовная жизнь и, прежде всего, молитва подменяется ее внешним исполнением без внимания, без покаяния.

Святитель ИГНАТИЙ (БРЯНЧАНИНОВ) призывал: «Должно… совершать молитву со вниманием и благоговением с целью покаяния, заботясь единственно о том, чтобы эти три качества постоянно соприсутствовали молитве»[7]. «Без внимания молитва – не молитва. Она мертва! Она – бесполезное, душевредное, оскорбительное для Бога пустословие [8] «Не произноси молитву спешно»[9].

Откровенно писал об этом святитель ФЕОФАН ЗАТВОРНИК: «Если никто не воздохнёт от души, то молебен протрещат, а молитвы о болящей не будет. То же и проскоми́дия, то же и обе́дня… Служáщим молебен и на ум не приходит поболеть пред Господом душою о тех, коих поминают на молебне…?!»[10].

Сведе́ние христианской жизни к исполнению лишь церковных правил и установлений (так называемая воцерковленность) без молитвы, без борьбы со своими страстями является главной причиной того, что жизнь верующего остается без плода, он остается тем же язычником, лишь выполняющим вместо языческих ритуалов христианские. Беда состоит в том, что следование всей внешней стороне церковной жизни без исполнения заповедей Евангелия приводит человека к тщеславию, фарисейству, осуждению всех и вся. Святитель ИГНАТИЙ (БРЯНЧАНИНОВ) говорит об этом: «Телесный подвиг, не сопровождаемый душевным, более вреден, нежели полезен. Он служит причиной необыкновенного усиления душевных страстей, тщеславия, лицемерия, лукавства, гордыни, ненависти, зависти, самомнения»[11].

Апостол Павел поэтому писал:делами закона не оправдается никакая плоть; если законом[12] оправдание, то Христос напрасно умер (Гал. 2: 16, 21). Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати (Гал. 4: 4).

Христианство – новый путь к достижению мистических состояний

Незнакомые с духовным опытом святых отцов, не зная их учения, ищут в христианской жизни благодатных переживаний, видений, даров прозрения, исцелений, чудотворений и т. п. В результате такие люди в лучшем случае остаются без плода, в худшем – впадают в т. н. прелесть[13], фанатизм, оккультизм, создают секты, губя себя и других. Ибо человек, ставший на ложный путь, приобщается не Богу, а миру духов падших, духов лжи и заблуждения, что приводит к лжевидениям, лжеоткровениям – гибели духовной, а иногда и физической.

Православие призывает человека не к исканию подобных состояний, а к познанию себя, то есть своих духовных болезней-страстей, к исцелению от них души и общению с источником жизни – всеблагим Богом. Для этого требуется неукоснительное соблюдение заповедей Евангелия и духовных законов.

Святитель ИГНАТИЙ (БРЯНЧАНИНОВ), ссылаясь на опыт святых предшественников, формулирует один из важнейших законов христианской аскетики:«… если в тебе кроется ожидание благодати, – остерегись: ты в опасном положении! Такое ожидание свидетельствует о скрытном удостоении себя, а удостоение свидетельствует о таящемся самомнении, в котором гордость. За гордостью удобно последует, к ней удобно прилепляется прелесть»[14]. «По непреложному закону подвижничества обильное сознание и ощущение своей греховности, даруемое Божественной благодатью, предшествует всем прочим благодатным дарам»[15].

Святой ИСААК СИРИН указывает на главное условие правильной духовной жизни: «Блажен человек, который позна́ет немощь свою, потому что это познание делается для него основанием, корнем и началом всякой благостыни»[16]. Ибо «награда даётся не за делание, но за смирение… Воздаяние бывает не добродетели и не труду ради неё, но рождающемуся от них смирению. Если же оно утрачено, то первые будут напрасны»[17].


[1] Иоанн Златоуст, свт. Творения. Т. 9. Кн. 2. Беседы на послания ап. Павла (Рим. 14: 9-10). СПб., 1903. С. 796-797.
[2] Прот. А. Мень говорил, что в иудаизме нередко понятие Царства Божия связывали с внешним торжеством Израиля и фантастическим благоденствием на земле.
[3] Русская мысль. № 4196. 6-12 ноября 1997. С. 5.
[4] https://www.sedmitza.ru/text/6049483.html
[5] Апостольское обращение Evangelii gaudium Святейшего Отца Франциска епископам, пресвитерам и диаконам, людям, посвященным Богу, и верным мирянам о возвещении Евангелия в современном мире. М., 2014. С. 154.
[6] Ф. Штаркман. Католические интересы в России: попытка анализа. // Русская мысль. 31 окт. 1996 г.
[7] Игнатий (Брянчанинов), свт. Творения. Т. 1. М., 2014. С. 210.
[8] Игнатий Брянчанинов, свт. Творения. Т. 2. М., 2014. С. 211.
[9] Игнатий (Брянчанинов), свт. Творения. Т. 4. М., 2014. С. 93.
[10] Феофан Затворник, свт. Собрание писем. № 460. М., 1898. С. 102.
[11] Игнатий (Брянчанинов), свт. Творения. Т. 2. М., 2014. С. 337.
[12] Под законом подразумевается прежде всего вся совокупность внешних религиозных предписаний – т. н. воцерковленность.
[13] См. подробнее Приложение №1.
[14] Игнатий (Брянчанинов), свт. Творения. Т. 2. М., 2014. С. 265.
[15] Игнатий (Брянчанинов), свт. Творения. Т. 2. М., 2014. С. 305.
[16] Исаак Сирин, прп. Слова подвижнические. Слово 61. М., 1858. С. 476.
[17] Исаак Сирин, прп. Слова подвижнические. Слово 34. М., 1858. С. 217.