Взаимоотношения в семье

– Что значит: мужчина должен быть в семье «сила, но разумная»?

– «Сила, но разумная» – то есть он должен быть не под каблуком жены, а главой семьи, твёрдым руководителем и поступать по разуму, а не по страстям: самомнению, гневу, властолюбию («что хочу, то и творю»).

– Если нет большого жизненного опыта, а внутренне чувствуешь, что близкие неправильно поступают или неверно реагируют на то или иное жизненное обстоятельство, нужно ли высказывать своё мнение, или правильнее возделывать свою духовно-нравственную составляющую, никого не поучая, а лишь молясь за них?

– Всё зависит от того, о каком человеке идёт речь. Например, если отец и мать будут «возделывать»только «свою духовно-нравственную составляющую» и позволять детям делать что угодно, то во что это выльется? Родители ответственны за детей перед Богом и должны говорить с ними, объяснять им, как следует себя вести и внутренне, и внешне, и наказывать за проступки, если потребуется. Мы обязаны помогать своим близким. Апостол Павел предупреждает: Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного (1 Тим. 5, 8).

Когда же вопрос касается широкого круга людей, то здесь совет опытных людей таков: пока не спрашивают, лучше молчать. Если же в силу необходимости потребуется что-то сказать, то это нужно делать очень деликатно и с большой осторожностью. Но если наше слово не принимается человеком или, ещё хуже, раздражает его, то нужно перестать говорить. В противном случае мы окажемся виновными, вызвав его гнев. Христианский разговор с человеком не должен переходить границы нормальных отношений. Настойчивость здесь полностью исключается. К этому призывает апостол Павел: Умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира (Еф. 4, 1–3). Святые отцы в один голос утверждают: где нет смирения, там нет любви! Так что к каждой ситуации нужно относиться с рассуждением.

– Какими должны быть во время поста взаимоотношения между родителями и детьми?

– Если говорить об отношении к детям, то необходимо ещё раз вспомнить мысль святых отцов: «Всё без меры – от дьявола». Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал: «Оставление телесных подвигов делает людей подобными скотам, давая свободу и простор телесным страстям; излишество их делает людей подобными бесам, способствуя расположению и усилению душевных страстей». То есть как нельзя принуждать детей к строгим правилам поста, так и неправильно совсем ни в чём их не ограничивать. Всё хорошо в меру. 

– Как строить отношения  с неверующими родственниками?

– Строить отношения со всеми людьми без исключения, в том числе и с неверующими родственниками, нужно только на почве благожелательства, улыбки, оказания помощи, начиная с самых элементарных вещей. Ибо нет лучшего средства и лучшего оружия победы, чем то, которое называется любовью. К кому? Ко всем без различия, кем бы он ни был: атеистом, человеком другой веры, другой культуры. Только любовью мы можем победить, но никак не силой, упорством, настойчивостью. Это, как утверждает христианство, важнейший закон жизни.

– В Евангелии говорится: «Почитай отца и мать, возлюби ближнего своего». Но там же сказано: «Пусть мертвецы хоронят своих мертвецов», а ведь мертвецы – это ближние?

– Вспомним ещё более сильные слова Христа: И враги человеку – домашние его. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня (Мф. 10, 36–37). О чём они говорят? Совсем не о предпочтении родителям Иисуса Христа как обычного человека, но о мировоззренческом выборе ученика. Ибо есть вера, которая видит смысл жизни только в земном существовании, неминуемо заканчивающемся смертью. Но есть и христианская вера в Бога, в вечную жизнь и в необходимость праведной, святой жизни.

И когда, например, отец или мать, сын или дочь, муж или жена – кто бы то ни был, убеждают человека ради любви к ним отречься от веры во Христа и жизни по Его заповедям, то этим они показывают свою духовную смерть. Потому Христос ученику, попросившему: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего, – сказал: Предоставь мертвым погребать своих мертвецов, а ты иди, благовествуй Царствие Божие (Лк. 9, 59–60). Этим Господь не отрицает любовь к отцу и матери, о которых, конечно же, было кому заботиться, но призывает ученика не уклоняться от апостольского служения проповеди Царства Божия.