Воспитание детей

воспитание детей

– Чего нужно избегать родителям при воспитании детей?

– Это тема очень большая, и я, не имея опыта, едва ли могу сказать что-то особое. Есть один общий принцип, который всем известен: невозможно воспитать ребёнка тому, кто сам не воспитан. Поэтому иногда приходится произносить даже такие не совсем приличные слова: «Нельзя, будучи дьяволо́чком, воспитать ангелочка».

И действительно, если в семье каждый живёт по своим желаниям и вкусам, не считаясь с другими; если в ней постоянные ссоры, грубые крики, грязные слова, дикая музыка, всюду беспорядок, всё разбросано; если детей не приучают к труду (убрать комнату, помыть посуду, почистить обувь и т.д.); если вся забота родителей о детях заключается лишь в том, чтобы накормить, напоить, одеть, устроить в школу, институт, и при этом не обращается внимания на нравственную сторону их жизни, на то, чем они интересуются в интернете, что смотрят, читают, – то о каком воспитании может идти речь, чего хорошего можно ожидать от детей?

Всегда и все знали, что одним из самых эффективных средств испортить, развратить ребёнка является вседозволенность и безнаказанность. Это прекрасно понимают и враги человечества, поэтому в настоящее время всеми средствами, в том числе законодательно, они внедряют принципы пресловутой ювенальной юстиции, основное положение которой таково: ребёнок – это божок, а родители – рабы, обязанные исполнять все его желания и прихоти. Так разлагают детей, разрушают устои семьи.

В огромной степени духовные и нравственные задатки ребёнка определяются духовным состоянием его родителей. Святитель Григорий Нисский предупреждал, что по закону природы от страстного рождается страстный, от грешника грешный. Священник Алексий Бургов даже так писал: «По наследству передаются не только черты лица и особенности физической организации, но и психические свойства и наклонности ближайших и отдалённых предков»[1]. «В основании часто повторяемого в Библии изречения, что Бог карает грехи отцов до третьего и четвертого рода (Исх. 20, 5; 34, 7; Втор. 5, 9), лежит та мысль, что грех в жизни является не только индивидуальным, но и родовым, почему и проявляется не только в родоначальнике, но и в нисходящих членах рода. В жизни всего чаще встречаются примеры патологической наследственности: известна наследственная передача алкоголизма и других страстей, болезней и психического расстройства, даже страсти к преступлениям»[2].

И конечно же, пример жизни родителей, характер общения между собой и поведения с другими людьми всегда оказываются главнейшими в воспитании детей. Ещё древнегреческий философ Демокрит говорил: «Привычки отцов превращаются в пороки детей».

Пороки отцов реально воздействуют на наследственные свойства потомков, расстраивая их тело и душу. Это проявляет себя различным образом. Воздействие наркоманов, алкоголиков на тело и психику их детей очевидны для всех. Столь же закономерным оказывается и воздействие преступных деяний и тёмных страстей родителей на духовно-нравственные свойства будущего ребёнка, которые проявляются в виде особенной тяги, воспалённого страстного влечения к какому-либо греху. Отсюда понятно, насколько внимательными должны быть родители к своей нравственной жизни, если хотят иметь счастливых детей.

На что нужно обращать внимание при воспитании детей?

– Древняя мудрость гласит: «Привычка – вторая натура». Поэтому в высшей степени важно с детства прививать ребёнку добрые навыки: послушание и уважение к родителям, трудолюбие, умение бороться со своими желаниями, дурными мыслями, а не только не совершать дурных поступков. Очень важно приучать ребёнка к честности и в делах, и в словах, и… в мыслях, ибо с мыслей всё начинается. Бесчестный будет много страдать в жизни.

Огромное и неоспоримое значение имеет, конечно, привитие ребёнку православной веры, понимания того, что скорби не Богом посылаются, а являются следствием наших грехов. Ибо грех – это рана, которую сам человек наносит своей душе и телу. Понимание этого чрезвычайно важно, поскольку избавляет человека от ложной мысли: «Бог простит».

 Ребёнок обязательно должен знать Евангелие, христианские начала жизни. Очень помогает в воспитании ребёнка знакомство с житиями святых, жизнью замечательных людей, чтение прекрасных народных сказок, произведений наших и зарубежных классиков. Особенно ценно чтение вслух, когда собирается вся семья, затем все обмениваются впечатлениями, обсуждают возникшие вопросы. Это очень способствует духовному объединению родителей и детей. Много содействует воспитанию у ребёнка хорошего вкуса и сохранению здоровой психики музыка – народная, классическая и церковная. Иеромонах Серафим (Роуз) писал, что ребёнок, воспитанный на классической музыке, никогда не захочет слушать современную нравственно разлагающую музыку, возбуждающую в человеке самые низменные инстинкты.

Невозможно добиться положительных результатов в воспитании ребёнка в семье, в которой нет полного запрета на разного рода сквернословие, на развращающие фильмы, картинки, книги, журналы, на дикую музыку и тому подобное. Необходимо наблюдение за компьютерными увлечениями ребёнка. Компьютерные игры, как говорят психологи, «вскрывают» душу и могут  нравственно, психически и физически погубить ребёнка.

Серьёзнейшее наблюдение необходимо за кругом его общения. Уже древние говорили: «Дурные сообщества развращают добрые нравы».

– Муж препятствует воспитывать ребёнка по вере. Можно ли разводиться?

– Думаю, главная беда в том, что жить детям по вере часто препятствуют те верующие мамы, которые хотят силой заставить и мужа, и детей войти в Царство Божие. Они тащат мужа в Церковь вопреки его воле и убеждениям, требуют исповедоваться и причащаться (и порой в таких случаях говорят: «Наконец-то своего дурака причастила, хоть и пришлось пол-литра пообещать»). Это воцерковление?!

А как ведут себя с детьми, как их приучают к храму? Приведу пример, и будет яснее. Один человек приходит к своему другу-еврею и видит, как он своего сынишку, которому лет пять-шесть, водкой поит. Тот вырывается из рук, кричит. Гость возмущённо говорит отцу: «Ты что, с ума сошёл? Что делаешь со своим ребёнком? Негодяй!» И слышит в ответ: «Эхе-хе! Не беспокойся, теперь всю жизнь к водке не прикоснётся»!

Подобное, бывает, делают матери с детьми, когда насильно ведут детей в храм, не объясняя, зачем это нужно, не убеждая, не приучая их дома к молитве. Не видят, что у ребёнка много вопросов, на которые нужно обязательно (!) ответить. Ибо если этого не будет, то храм сам по себе не поможет их воцерковлению. Поэтому подавляющее большинство таких детей, достигнув более-менее самостоятельного возраста, перестают ходить в церковь. Посмотрите, как много ничего не понимающих детей причащают. А где же молодые люди, почему их в храме в десять раз меньше? Нужно бы задуматься, в чём ошибка такого «воцерковления».

Недаром сказали святые отцы: «Всё без меры – от дьявола, и нет добродетели без рассуждения». Всё надо делать с умом. И в данном случае нужно не с мужем разводиться, а взяться за себя, за своё поведение, углубить своё знание христианства, чтобы иметь возможность ответить на все вопросы ребёнка, объяснить то, что ему непонятно. А не просто заставлять его: «Так надо, и всё тут».

– К вопросу о приучении ребёнка к вере. Как же не сломать ребёнка, если сам пришёл в храм более по разуму, а не по горячности веры?

– Помните нашу русскую пословицу: «Дуги гнут с терпением, а не вдруг». Приходилось встречаться с людьми, которые вместо мудрого воспитания в вере ломали своих детей. И кончалось это или тяжелейшими конфликтами, или даже катастрофой. Вера – дело только личной свободы. Но чтобы свобода могла осуществиться, необходимо дать ребёнку знание о вере, а не просто водить его в храм, где он будет скучать и ждать, когда окончится служба. Для этого родителям нужно потрудиться над своим религиозным образованием – как теоретическим, так и практическим, относящимся к характеру христианской  жизни, прежде всего дома.

И, конечно, нужна дружба со своим ребёнком. Странно, кажется, звучит – «дружба с ребёнком»! Но именно она нужна. По дружбе ребёнок примет ваши взгляды, мысли и в церковь будет ходить без труда. А если начать жёстко командовать и требовать, то можно добиться того, что сделал тот еврей, который поил водкой своего сынишку. Этого надо очень бояться. Ибо разрушить отношения с ребёнком легко, а восстановить их может оказаться непросто. Это серьёзное дело. Дружба нужна.

– С какого возраста ребёнка, по вашему мнению, надо обсуждать с ним вопрос – откуда берутся дети? И как правильно донести это до ребёнка? Сами переживаем, что сверстники или более старшие ребята могут рассказать об этом в искажённой либо извращённой форме.

– Да, теперь развращают детей буквально с пелёнок. Поэтому нужно пытаться как-то объяснять, смотря по возрасту и развитию ребёнка и по тем внешним обстоятельствам, в которых он находится. Помню, когда я маме надоел своим вопросом «откуда я взялся», она открыла мне: «Купила тебя на базаре». Я успокоился, и больше этот вопрос у меня не возникал. Но это были блаженные времена, когда можно было так легко успокоить ребёнка. Сейчас, увы, приходится иногда и преждевременно кое-что объяснять.


[1]Алексий Бургов, свящ. Православно-догматическое учение о первородном грехе. Киев, 1904. С. 146.
[2] Там же. С. 43.