Глава 24

24: 2. Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; все будет разрушено.

В Евангелии находим целый ряд пророчеств, исполнившихся и исполняющихся до настоящего времени; они являются одним из впечатляющих аргументов, свидетельствующих о Божественности Христа и Его Благовестия.

1.    В данном случае видим Его пророчество о бедствиях евреев, отвергнувших Христа-Мессию, и о трагедии Иерусалима (см. также Мф. 23: 35–36). В Евангелии от Луки это описано более подробно: ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего (Лк. 19: 43–44); это дни отмщения, да исполнится все написанное… великое будет бедствие на земле и гнев на народ сей: и падут от острия меча, и отведутся в плен во все народы (Лк. 21: 22–24). Необходимо отметить, что оба эти Евангелия (Матфея и Луки) были написаны до трагедии, произошедшей в 70 году в результате жестокого подавления Римом восстания евреев. «Матфей составил свое Евангелие, по всей вероятности, около 62 г. после Рождества Христова»[47], Евангелие от Луки написано в 63 г.[48]

2.    В этом Евангелии находим пророческие слова Девы Марии: Отныне будут ублажать Меня все роды (Лк. 1: 48). Евангелист не усомнился записать это предсказание молодой Девушки, хотя в естественном порядке сделать подобное в ту эпоху было более чем странно. Однако ни тогда, ни впоследствии никто не посмел вычеркнуть эти Ее слова из евангельского повествования. И где бы на земном шаре ни проповедовалось Евангелие, всюду прославляют Пречистую Деву Марию.

3.    Исполняются с полной очевидностью и следующие пророческие слова Христа: И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам (Мф. 24: 14).

4.    В той же главе (Мф. 24: 4–5, 11, 24–26) читаем: Иисус сказал им в ответ: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: Я Христос, и многих прельстят… и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих… и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вот, Я наперед сказал вам (ср. Лк. 21: 8). В истории христианства не раз появлялись такие лжехристы и лжепророки. В настоящее время заметно появление все новых (Кришнамурти, Порфирий Иванов, Сёко Асахара, Виссарион, Мун, Грабовой и др.) с их «знамениями и чудесами». Особенно увеличилось количество так называемых «старцев», претендующих на славу прозорливцев, чудотворцев, изгонителей бесов.

5.    Исполнились и исполняются предсказания о гонениях на христиан: Прежде же всего того возложат на вас руки и будут гнать вас, предавая в синагоги и в темницы, и поведут пред царей и правителей за имя Мое… Преданы также будете и родителями, и братьями, и родственниками, и друзьями, и некоторых из вас умертвят; и будете ненавидимы всеми за имя Мое (Лк. 21: 12, 16–17). Предаст же брат брата на смерть, и отец – сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их; и будете ненавидимы всеми за имя Мое (Мф. 10: 21–22). Достаточно вспомнить хотя бы первые века христианства, до Миланского эдикта 313 года святого Константина Великого, или так называемые «Великие» французскую, октябрьскую революции с их чудовищными расправами.

А вот что происходит в настоящее время:

«14.01.2016. В 2015 году за веру были убиты более 7 тыс. христиан в разных странах. Это почти на 3 тыс. человек больше, чем в 2014 году.

27.12.2016. В уходящем году каждые шесть минут за Христа погибал один человек.

14.10.2017. Нынешние гонения на христиан в мире достигли беспримерных масштабов и жестокости, как подтверждают данные нового статистического отчета», – сообщает The Christian Post[49].

6.    Замечательно пророчество Христа о женщине, помазавшей Его миром незадолго до страданий: Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала (Мф. 26: 13; Мк. 14: 9). Апостолы, не сомневаясь, записали эти слова, и ее действительно помнит весь христианский мир.

7.    Слова Христовы: и восстанут дети на родителей, и умертвят их в настоящее время приобретают все более реальное значение в связи с введением (в США, Европе) так называемой ювенальной юстиции. Ее суть – полная и бесконтрольная свобода поведения детей в семье и фактическое бесправие родителей. Дети становятся господами, родители – рабами, обязанными исполнять все их требования. В противном случае не только закон, но и сами дети начинают принимать «меры»Логика и факты показывают, к каким последствиям могут привести и уже приводят эти «меры».

8.    Особый интерес всегда вызывают пророчества о конце истории, антихристе и его предтечах. По словам Христа, одним из наиболее очевидных признаков наступления этого времени является: когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте (Мф. 24: 15). Речь здесь идет, прежде всего, не о храмах и святых местах, но о душах человеческих, об омирщении сознания верующих (в первую очередь монашества, духовенства, богословов) и о таком состоянии христианских Церквей, когда главным направлением их деятельности станет не проповедь жизни по Евангелию, не исцеление человека от страстей, но совместное со светским миром обустройство земной жизни, искание того, что есть, что пить и во что одеться (Мф. 6: 25). Церкви вовлекутся в решение всевозможных земных проблем: экономических, политических, социальных, культурных, спортивных и проч. При этом сохранят букву основных положений веры, весь культ (богослужебно-обрядовую сторону), структуру управления.

На Западе это уже давно обычное явление, оно все более захватывает и Православные Церкви. Такое направление развития церковной жизни привело Римскую Православную Церковь к полной потере в себе Церкви и превращению ее, как писал святитель Феофан, в «политическую корпорацию». Этот процесс ведет к фактическому отказу от Господа Иисуса Христа во имя иного, о котором предупредил Господь: Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете (Ин. 5: 43). Этот иной – бог мира сего: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего (1 Ин. 2: 16). Апостол Иоанн Богослов назвал его предельно точно – антихрист.

Он станет богом мира сего. Его печатью на правой руке или на челе (Откр. 13: 16) обольщенных людей, в том числе и христиан, станет усвоение ими сатанинского образа мыслей и жизни[50].

Именно всеобщее развитие зла, по учению святых, явится причиной явления антихриста и его принятия человечеством. Преподобный Нил Мироточивый утверждал: «Злопомнение есть печать антихриста, и сердце злопамятного запечатлено печатию его» (Посмертные вещания. Ч. 1. Гл. 33). Святитель Игнатий прямо указывает, что́ явится причиной веры многих христиан антихристу: «Кто же не приял внутри себя Царства Божия, тот не узнает антихриста; тот непременно, непонятным для себя образом, сделается его последователем» (Аскетическая проповедь. Гл. 41). «Антихрист будет логичным, справедливым, естественным последствием общего нравственного и духовного направления [развращения] человеков» (Там же. Гл. 45). И пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи (2 Сол. 2: 11).

То есть причиной отступничества многих членов Церкви от Христа (Лк. 18: 8) и поклонения антихристу станет не внешнее принятие печати, как ошибочно думают некоторые, «забывая» о нечистоте своей жизни, а именно нечестивая жизнь, которая приведет к принятию и печати, и культа сатаны.

Многие русские святые XIX века, например Серафим Саровский, Филарет Московский, Игнатий (Брянчанинов), Феофан Затворник, старцы Оптинские, одним из самых важных признаков близости этого времени называли упадок монашеской жизни.

24: 12. по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь.

Это один из законов духовной жизни. Он говорит об охлаждении не обычной любви-влюбленности, которая спонтанно возникает и исчезает, но о той, которая пробуждается и возрастает в человеке только при духовно правильной жизни, освобождающей сердце от эгоизма, самомнения и прочих страстей. Ибо «нет способа, – писал святой Исаак Сирин, – возбудиться в душе Божественной любви… если она не препобедила страстей» (Слова подвижнические. Слово 55)Эту любовь апостол Павел называет совокупностью совершенства (Кол. 3: 14). Конечно, она, как и любое свойство, имеет разные степени, в зависимости от духовного и нравственного уровня жизни человека.

Безнравственность же и прочие страсти, свободно развиваясь в человеке, уничтожают в нем любовь, а без нее искажаются, извращаются и остальные добрые качества. История свидетельствует, как развращенность народов приводила многие могущественные и богатейшие цивилизации к разрушению и исчезновению с лица земли. Такая же участь, несомненно, угрожает и современной американизированной культуре, основанной на поклонении идолам – мамоне и свободе страстей.

24: 23, 26–27. Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, – не верьте… Итак, если скажут вам: вот, Он в пустыне, – не выходите; вот, Он в потаенных комнатах, – не верьте; ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого.

Преподобный Зосима Соловецкий говорил: «Когда услышите, что пришел на землю или явился на земле Христос, то знайте, что это – антихрист» (Свт. Игнатий (Брянчанинов). Аскетическая проповедь. Гл. 41). Он станет царем и богом всей земли: и дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем (Откр. 13: 7); в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога (2 Сол. 2: 4). И это будет явным знаком для оставшихся верными Христу, что воцарился антихрист.

По Божественному Откровению, Второе Пришествие Христа будет носить молниеносный характер: как сеть найдет на всех живущих по всему лицу земному (Лк. 21: 35). Апостол Павел писал: день Господень так придет, как тать ночью (1 Сол. 5: 2): не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе (1 Кор. 15: 51–52), и пророчески предупреждал: когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут (1 Сол. 5: 3).

Упоминаемое же в Апокалипсисе тысячелетнее царство (Откр. 20) говорит не о земле падшего человечества, но о той, о которой сказал Спаситель: блаженны кроткие, ибо они наследуют землю (Мф. 5: 5). Под этой землей святые подразумевают новую землю, которая будет после Второго Пришествия (Откр. 21: 1), или землю сердца, очищенного от страстей. Ни о каком царстве полного земного благополучия при Втором Пришествии Христа ни Откровение, ни святые отцы не говорят. Святитель Игнатий (Брянчанинов) объясняет значение «тысячелетнего царства»: «Тысяча лет, – говорит святой Андрей, архиепископ Кесарийский, – время от вочеловечения Христова до второго славного Его пришествия… Тысяча лет – время, в течение которого будет благовествоваться Евангелие» (Слово о смерти. Душевная смерть).То есть это образ новозаветного времени, начавшегося с пришествия Господа Иисуса Христа.

Мысль о тысячелетнем царстве Христа с праведниками на земле – не просто неверна, но соблазнительна и может оказаться губительной для тех христиан, которые, увидев себя праведниками, примут за пришедшего Христа антихриста и станут «царствовать» с ним. Последние Римские папы уже заявляют, что христиане вместе с иудеями встретят Христа. Но вопрос: какого – Господа Иисуса Христа, Который для иудеев лжемессия, или иудейского христа, который для христиан антихрист?

24: 24. и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных.

См. Мф. 7: 22–23. По Священному Писанию, последним и самым губительным событием станет появление властителя всего мира – антихриста, человека грехабеззаконника (2 Сол. 2: 3, 8) в высшем значении этого слова, которого пришествие, – как сообщает апостол Павел, – по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения (2 Сол. 2: 9–10).

В этом явлении антихриста, как с полной уверенностью предсказывает святитель Игнатий (Брянчанинов), значимую роль, к сожалению, сыграет наш народ. Святитель писал: «Бедствия наши должны быть более нравственные и духовные. Обуявшая соль [Мф. 5: 13] предвещает их и ясно обнаруживает, что [наш] народ может и должен сделаться орудием гения из гениев, который, наконец, осуществит мысль о всемирной монархии» (Избранные письма. Ч. 1. Письмо 44). Обуявшей, то есть потерявшей свою силу,солью святитель называет состояние православия в России, «гением из гениев» – антихриста, а наш народ – орудием его всемирного воцарения. Это утверждение святителя, возможно, было ему открыто, но не исключено, что проистекало из знания психологии русского народа. Ибо ни в каком другом народе, наверное, нет такой жажды царя, как в русском. И антихрист, естественно, воспользуется этим, лукаво изобразив себя православным.

24: 28. ибо, где будет труп, там соберутся орлы.

Закономерным следствием полного омирщения христианства (Церквей) и превращения человечества в духовный труп будет конец мира с той предсмертной агонией (орлы), которую предсказывает все новозаветное Писание и в особенно страшных картинах – Откровение апостола Иоанна.

24: 29, 31. И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются… и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их.

В таких трагических картинах Христос изображает последние мгновения существования земного мира. Нынешние описания последствий ядерной войны очень их напоминают. Действительно, полностью скроются солнце и луна, и звезды (спутники?) спадут с неба, и все поколеблется.

24: 30. тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою.

Разные есть предположения о том, что это за знамение. Но нет сомнений, что это будет потрясающее по своей силе и величию явление Сына Человеческого – Господа Иисуса Христа. И, естественно, тогда восплачутся все народы, увидев, какое великое и вечное благо отвергали они в погоне за земными, исчезающими, как пар, наслаждениями.

24: 34. Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все сие будет.

Господь в разных контекстах употреблял выражение род сей. Здесь Он говорит о том, что все те, которые противились Ему и злоумышляли против Него, не прейдут, то есть не исчезнут до исполнения всего, о чем Он говорит: и о скоро грядущих на Иерусалим и на весь еврейский народ страшных бедствиях, исполнившихся в 70 году, и о событиях мировой истории, предшествующих кончине века.

24: 36, 42, 44. О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один…Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш придет… Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий.

Жизнь как отдельного человека, так и всего человечества в целом подчинена прежде всего законам духовным и высшему закону бытия – Богу, Который есть Любовь (1 Ин. 4: 16). Ей и подвластны все законы бытия. И потому только Он, Бог, Который есть Любовь, видит состояние душ человеческих и знает точно меру всего и в который день и час должно быть концу всем и всему на земле. Так, перед потопом дано было людям 120 лет на покаяние, но поскольку они еще более погружались в порок, то погибли. Развращенная же Ниневия приняла проповедь пророка Ионы, покаялась и спаслась.Потому так настоятельно звучит голос Любви: будьте готовы,бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий (Мф. 25: 13).


[47] Новый Завет. Брюссель, 1964. С. 408.
[48] Там же. С. 420.
[49] The Christian Post. https://www.christianpost.com/news/christian-persecution-all-time-high-worldwide-report-202955/
[50] Свт. Андрей Кесарийский. Толкование на Апокалипсис. М., 1889. С. 159.