Глава 21

21: 9. Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!

Слово «осанна» сирийское, оно означает «спасение». Основной его смысл – выражение народом своего восторга, радости по случаю торжества, праздника, особого события. В данном случае народ выражал восхищение и благодарность Сыну Давидову за Его Божественные благодеяния: чудеса, исцеления, мудрые научения, откровения.

21: 12–13. И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: написано, – дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников (Ис. 56: 7; Иерем. 7: 11).

В любом современном христианском храме за такой поступок Христа немедленно бы арестовали как нарушителя молчаливо узаконенного «порядка». Теперь же этот «порядок» расширился и принял формы, еще более разрушающие атмосферу благоговения и молитвы: фото-, видео- и киносъемки в храме, даже в алтаре во время Божественной литургии. Проводятся концерты, спектакли… танцы.

Современных христиан на Западе и Востоке уже нисколько не смущают грозные слова пророков, вновь произнесенные Самим Христом. Причина – для множества христиан Он не Бог их жизни, а только предмет культа. На Западе уже открыто идет борьба против Христа, и нет сомнения, что скоро Его Имя вообще исчезнет из сознания этих народов. При таком развитии Христос выгонит всех из Своего Храма и тогда, естественно, наступит «апокалипсис». Современный православный американский подвижник иеромонах Серафим (Роуз, †1982) писал: «Мы на Западе живем в „райском заповеднике“ для „идиотов“, которому вот-вот придет конец» .

21: 19. и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла.

«Дерево было покрыто листьями; на смоковницах же сперва зарождаются плоды, потом развиваются листья; следовательно, на смоковнице, покрытой листьями, могли уже быть и плоды ранние (боккоры), но плодов на ней не оказалось» – так писал архимандрит Михаил (Лузин) в своем толковании на этот стих Евангелия от Матфея. Смоковница, пишет он, была бесплодной, поэтому неудивительно, что Христос сказал такие слова, после которых она засохла.

Многие святые рассматривали этот эпизод как указание на тех христиан, которые покрыты густыми листьями исполнения внешних церковных правил: посещения богослужений, принятия таинств, соблюдения постов, совершения видимых добрых дел, но в то же время не имеют плодов духовных: видения своих грехов, страстей, неправд, не приобретают самого главного – смирения и любви к людям. Святитель Игнатий так писал о «густых листьях» подобных верующих:«Телесный подвиг, не сопровождаемый душевным, более вреден, нежели полезен, он служит причиной необыкновенного усиления душевных страстей: тщеславия, лицемерия, лукавства, гордыни, ненависти, зависти, самомнения. „Если внутреннее делание по Богу, – сказал великий Варсонофий, – не поможет человеку, то напрасно он трудится во внешнем“» (Аскетические опыты. Т. 2. Гл. 21).

21: 28–31. У одного человека было два сына… Который из двух исполнил волю отца? Говорят Ему: первый. Иисус говорит им: истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие.

Господь еще раз на приточном примере двух сыновей, первый из которых отказался идти, потом раскаялся и выполнил поручение Отца, а другой, согласившись, обманул Его и не пошел, – показал, кто войдет в Царство Божие.

Первый сын – это языческие народы, не получившие ни особого закона Божия, ни пророков. Но они, когда услышали проповедь Евангелия и увидели, насколько далеки от идеала человеческого совершенства, покаялись и обратились к Христу.

Второй сын – это еврейский народ, к которому прежде других было обращено слово Господне, были посланы пророки и который, когда наконец пришел Сам Христос (Евр. 1: 1–2), отверг Его. Поскольку вместо искания Царства Небесного отдался соблазнительной идее царства земного.

Следующая затем притча о злых виноградарях (Мф. 21: 33–41) продолжила и еще ярче выразила мысль о втором сыне и последствиях его неверности. Она явилась одним из самых сильных обличительных слов в его адрес. Смысл ее прекрасно поняли руководители народа, особенно когда Христос сказал, что́ будет тому, кто противостанет Ему: и тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит (Мф. 21: 44). И слышав притчи Его, первосвященники и фарисеи поняли, что Он о них говорит, и старались схватить Его (Мф. 21: 45–46), чтобы убить, поскольку эта притча открывала глаза еврейскому народу на катастрофические последствия их богоборческих планов.

Поэтому Господь и сказал, что вперед них войдут в Царство Божие те, которые, видя свои грехи, принесут достойное покаяние. Слово вперед в данном контексте означает, что они спасутся– в отличие от тех, которые не пойдут, останутся и погибнут.

21: 43. Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его.

Слова отнимется от вас Царство Божие Господь обращает к иудеям, которые отвергли Его ради царства земного. Эти слова прямо указывают на окончание богоизбранности еврейского народа и дарование ее новому Израилю – народу, единому не по крови, но по духу и приносящему плоды духовные, – Церкви, в которой уже нет ни эллина, ни иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но всё и во всем Христос (Кол. 3: 11).