Глава 20

20: 9. И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию.

Древние великие святые, прозревая будущее, утверждали, что последние христиане не способны будут совершать их подвиги. Но если с терпением и благодарностью Богу перенесут постигающие их скорби и искушения, то и они, как нанятые в одиннадцатом часу, получат тот же динарий[37] благ Царства Небесного. Это относится и к тем, кто искренно с покаянием обратится к Богу, хотя бы в конце своей жизни, как это видим, например, в случае с благоразумным разбойником, – но не к лукаво рассуждающим: сейчас поживу, а потом покаюсь.

20: 16. Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных.

Как правило, большинство людей оценивает человека по внешним, видимым показателям его деятельности. Но это ненадежный критерий, поскольку любое дело может совершаться по разным мотивам: и добрым, и лукавым. Только видящий душу может правильно оценить человека и причины его поступков. Достаточно вспомнить евангельский случай с бедной вдовой, положившей в храм всего две лепты[38] (Мк. 12: 42), но, по слову Христа, внесшей больше всех богатых. «Две лепты, – писал игумен Никон, – иногда бывают дороже многих сокровищ»(Нам оставлено покаяние. Письмо 140).

Этой притчей Господь предостерегает всех от необдуманных оценок и тем более от осуждений.

20: 23. И говорит им: чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься, но дать сесть у Меня по правую сторону и по левую – не от Меня зависит, но кому уготовано Отцем Моим.

Господь предупреждает апостолов о том, что их, как и Его, ожидает та же чаша скорбей и то же мученическое крещение. В отношении же места кого-либо в Его Царстве Он ничего не стал объяснять неразумной женщине, ответив лишь на ее уровне понимания.

20: 27. и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом…

Это указание на один из законов духовной жизни, по которому тщеславие (быть первым) всегда бывает наказано, а скромность, смирение (да будет рабом) – вознаграждены. Христос и призывает укрощать свое честолюбие и властолюбие, которые постоянно порождают множество конфликтов. Не случайно Достоевский призывал: «Смирись, гордый человек».

Ни о каком рабстве в прямом смысле этого слова здесь речь, конечно, не идет (см. Мф. 23: 12).

20: 28. так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.

Почему же Христос не пришел царем всей земли, чтобы Ему служили? Какие великие политические, социальные, культурные, экономические и прочие благие преобразования Он мог бы тогда совершить!

Этот вопрос проистекает, прежде всего, из ложного представления о первичности материальных факторов в жизнедеятельности человека и видения смысла жизни исключительно в земном существовании.

Христианство утверждает, что земная жизнь является только подготовкой к вечности и деятельность человека во всем многообразии форм обусловлена его духовным и нравственным состоянием, которое и определяет в конечном счете уровень всей жизни. Алчный, завистливый, гордый, властолюбивый, бессовестный человек не устроит рая на земле, хотя бы и был гением. Он столкнется с таким же страстным, и начнется смертельная схватка. История человечества свидетельствует об этой непрерывной звероподобной войне.

Слово «страсть» означает страдание, и, пока страсти господствуют в человеке и являются движущей силой общественной жизни, никакие внешние преобразования, революции, перестройки, никакие великие императоры, святые цари, диктаторы, никакие справедливые законы без внутреннего изменения человека не принесут счастье народам. Хорошо сказал об этом И.С. Аксаков: «Прогресс, отрицающийся Бога и Христа, в конце концов, становится регрессом; цивилизация завершается одичанием; свобода – деспотизмом и рабством. Совлекши с себя образ Божий, человек неминуемо совлечет, – уже совлекает с себя и образ человеческий, и возревнует об образе зверином»[39].

Поэтому Сын Божий и пришел простым смертным Человеком, чтобы привлечь людей не царственностью, могуществом, славой и обещанием земного благоденствия, но призывом к нравственному очищению, покаянию и любви. Так, обновив в Себе искупительной Крестной Жертвой природу человека, Он Своим учением и примером жизни указал путь и дал средства исцеления от страстей – этого источника зла и смерти на земле.


[37] Динарий, или драхма = 1/100 мины, или фунта. Фунт = 1/60 таланта. Талант = около 26 кг серебра. См. Мф. 25: 15.
[38] Лепта – самая маленькая медная монета. Две лепты составляют кодрант, а четыре кодранта – ассарий.
[39] Аксаков И.С. Христианство и современный прогресс // Цит. по: Палицкий А. На запросы духа. Петроград, 1914. С. 7. См. также: Газета «Русь». № 56. 5 декабря 1881 г. С. 2.  http://txts.mgou.ru/13.02.2015/gazeta_Rus/1881/1881_56.pdf.