Глава 18

18: 3–4. и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном…

Господь призывает к уподоблению детям в их нравственной чистоте, беззлобии, всепрощении, бесхитростности, отсутствии лукавства, гордости, зависти и проч. И если не умалитесь, говорит, то есть не смиритесь в своем уме и сердце, то не войдете в Царство Небесное. Апостол Павел объясняет, что значит быть как дети: Братия! не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни (1 Кор. 14: 20).

18: 5. и кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает…

Кто из верующих не сделал бы все возможное, чтобы принять такое дитя, такого святого человека?! Это великое счастье, все равно что принять Самого Христа. Господь объясняет, кто это дитя: Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих (см. 18: 10).

18: 6–7. а кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морскойГоре миру от соблазнов, ибо надобно прийти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит.

Вот какая огромная опасность соблазнить своим поведением, своими непосильными требованиями, учением или советом того человека, который еще не знает как следует ни христианства, ни церковной жизни. Святой Исаак Сирин писал: «Великое зло – преподавать какое-либо высокое учение тому, кто еще находится в чине новоначальных, и по духовному возрасту – младенец» (Свт. Игнатий (Брянчанинов). Аскетические опыты. Ч. 2. Гл. 17). Святитель Игнатий предупреждает: «И слепому, и прокаженному, и поврежденному рассудком, и грудному младенцу, и уголовному преступнику, и язычнику окажи почтение, как образу Божию. Что тебе до их немощей и недостатков! Наблюдай за собою, чтобы тебе не иметь недостатка в любви» (Там же. Ч. 1. Гл. 9).

Что значит: надобно прийти соблазнам?

Речь идет не о том, что по какому-то Божественному предписанию должны прийти соблазны, то есть такая общественная жизнь, которая будет развращать людей. Эти слова указывают на негативный характер общего развития моральной жизни человечества, обусловленный, что особенно заметно в настоящее время, в большой степени и научно-техническим прогрессом. Интернет, телевидение, радио и прочие средства массовой информации оказываются мощным инструментом массовой пропаганды всевозможных пороков.

Кто этот человекчерез которого соблазн приходит?

В силу своего положения им может оказаться руководитель любого ранга. В первую очередь это идеологи, определяющие основные направления общественной жизни. В их руках находятся СМИ, с помощью которых осуществляется манипулирование сознанием и соответствующее воспитание народа. Основное, что характеризует сейчас это воспитание во всем так называемом цивилизованном мире: безнравственность, развлекаловка и культ денег. Таков соблазн, за который этого человека постигнет горе. Об этом говорил иеромонах Серафим (Роуз): «Мы же на Западе живем в „райском заповеднике“ для „идиотов“, которому вот-вот придет конец»[34].

Но этим человеком, к сожалению, нередко оказываются и родители: от них исходят соблазны, от которых страдают потом и они сами, и дети.

18: 8–9. Если же рука твоя или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть ввержену в огонь вечный; и если глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя: лучше тебе с одним глазом войти в жизнь, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную.

Руки, ноги, глаза – это в данном случае образы различных сторон человеческой деятельности.

Великое благо сохранить чистоту совести в делах, поступках, словах, хотя бы это и было сопряжено даже с какими-то потерями во внешней жизни. Но страшно, поступив нечестно, коварно, предательски, испытывать тяжелые душевные страдания, нередко продолжающиеся всю жизнь – быть действительно ввержену в геенну огненную, и с этим перейти в вечность. Господь потому и призывает человека не поддаваться соблазну бессовестности, калечащей и душу, и тело (см. Мф. 5: 29).

18: 10. Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного.

Под малыми подразумеваются здесь низшие слои населения: рабы, бедные, необразованные, незнатные, глупые, уродливые, мало разбирающиеся в своей вере, также люди других религий, убеждений, национальностей. Господь призывает не превозноситься над ними, ибо никому не известно, кто ближе к Богу. Прекрасные примеры можно видеть в Евангелии, когда Христос осуждает тех, которые, по общему мнению, были праведными: фарисеев, законников, книжников, священников, архиереев, богатых – и оправдывает очевидных грешников, и даже первым в рай вводит покаявшегося бандита.

Господь говорит и о том, что у всех этих малых есть ангелы, являющиеся их хранителями и ходатаями перед Отцом Небесным. Оказывается, всем людям дается ангел-хранитель. Об этом говорят и святые. Преподобный Кассиан Римлянин пишет: в Псалтири «говорится, что каждому человеку присущи два ангела, добрый и злой; от воли человека зависит одному принадлежать, а другого удаляться» (Собеседование 13-е (3-е). Гл. 12). А блаженный Феофилакт говорит даже так: «Каждый из верующих, вернее, и все мы, люди, имеем ангелов (хранителей)» (Толкование на Евангелие от Матфея. Гл. 18).

18: 15–17. Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает… скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь.

Господь призывает здесь в случае серьезного проступка против тебя кого-то из членов общины делать попытки или самому, или с помощью других авторитетных лиц убедить этого человека поступить по совести (например, возвратить долг). Если он не послушает, тогда необходимо обратиться к церкви. Под церковью здесь подразумевается та община, членами которой они оба являются. Если же он упорствует и никого слушать не хочет, то тем самым отсекает себя от общины и становится подобен тем, которые для иудеев являлись нечистыми: язычники (иноверцы) и мытари (сборщики налогов, как правило, нечестные). На Руси в селах и деревнях всегда существовала практика решения серьезных вопросов и конфликтов всем миром.

18: 18. Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе.

Эти слова Христа относятся прежде всего к апостолам. На них, а затем на их преемников, епископов и священников, возложена особая ответственность свидетельствовать человеку от лица Бога о его прощении или непрощении в зависимости от наличия покаяния.

Но и каждый из людей в личных отношениях может или связывать (не прощать) другого своей гордостью, злобой, или,напротив, разрешать его своим прощением. И тогда здесь, прощая ближнего на земле, человек разрешает себя от грехов на небе, связывая же, не прощая его, он оставляет себя связанным своими грехами на небе и отданным во власть демонов.

18: 19–20. Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них.

Собранными во Имя Христово являются те близкие люди, которые совместно молятся о тяжело согрешающих (потерявших веру, ушедших из Церкви, ведущих преступный образ жизни и проч.), больных, страдающих. Во Имя Христово собираются солдаты и офицеры, готовясь исполнить заповедь Христа: Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15: 13).

Иной характер нередко приобретает так называемая «молитва по соглашению». Она уходит от святоотеческого учения о правильной молитве, когда верующие считают, что главное – это прочитать конкретные молитвословия (или псалмы) в такое-то время такому святому (или Спасителю, Божией Матери). Так фактически молитва ума и сердца подменяется исполнением обряда, превращается в своего рода магическое заклинание. Подобные вычитывания молитв, по учению отцов, будут не только бездейственны, но и греховны. Святитель Игнатий писал: «Без внимания молитва – не молитва. Она мертва! Она – бесполезное, душевредное, оскорбительное для Бога пустословие!» (Аскетические опыты. Т. 2. Гл. 17).

Обманом являются те «молитвы по соглашению», за участие в которых требуют деньги, например, обещая поминовение в разных святых местах.

О принципиально важном условии молитвы говорит Господь: если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших (Мф. 6: 14–15). То есть лишь в том случае Господь будет посреди совместно молящихся, если сами они прощают другим людям грехи их. Преподобный авва Исаия писал: «Не питай в сердце твоем злобы ни на кого. Иначе все труды твои о благочестии будут тщетны» (Свт. Игнатий (Брянчанинов). Приношение современному монашеству. Гл. 33).

Апостол Иаков отвечает тем, которые говорят, что молились, но ничего не получили: Про́сите, и не получаете, потому что про́сите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений (Иак. 4: 3).


[34] Дамаскин (Христенсен), иером. Не от мира сего. М., 1995. С. 867.