Глава 17

17: 2. и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет.

В XIV столетии между православными и католическими богословами разгорелась дискуссия о природе того света, который апостолы видели на горе Преображения: сотворенный, земной он был или нетварный, Божественный. Католики настаивали на первом. Православное понимание выразил тогда святитель Григорий Палама, который объяснил, что в Боге нужно различать сущность и энергии (действия). Сущность Бога непостижима и невыразима, а Его энергии хотя и открыты познанию, однако также являются несотворенными и потому отличными от сил и энергий сотворенного мира. И природа того света, который созерцали апостолы, тоже несотворенная, Божественная.

17: 3 И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие.

Это явление Христу святых говорит о посмертном существовании человеческой личности и даже возможности ее участия в событиях земной жизни.

17: 21. сей же род изгоняется только молитвою и постом.

Господь указывает на необходимое условие освобождения души от нечистых духов, бесов. Поскольку демоны являются возбудителями в человеке соответствующих им страстей, то освобождение души от рабства им – это и освобождение от власти демонов. В «Лавсаике» читаем: авва Питирион «говорил нам, кто хочет изгонять бесов, тот должен сперва поработить страсти: ибо какую страсть кто победит, такого беса и изгонит. Мало-помалу должно вам поработить страсти, чтобы изгнать демонов этих страстей» (Лавсаик. Об авве Питирионе).

Но победа над страстями и очищение ума, сердца и тела от всякого греха невозможны без подвига как телесного, так и душевного. Поэтому, например, в послании, известном под именем святителя Климента Римского (I в.), «О девстве» подвижникам-экзорцистам предписывается: «Постом и молитвою пусть заклинают, не словами красными, отборными и изысканными, но как мужи, от Бога получившие дар врачевания» (Гл. 12). Святой Исаак Сирин объясняет, почему для молитвы необходим и телесный подвиг: «Всякая молитва, в которой не утруждалось тело и не скорбело сердце, вменяется за одно с недоношенным плодом чрева, потому что такая молитва не имеет в себе души» (Слова подвижнические. Слово 11).

В связи с этим естественным будет коснуться и вопроса о современной так называемой отчитке. Христос и апостолы изгоняли бесов. Но этим пытаются иногда заниматься и люди, не имеющие соответствующей святой жизни. Книга Деяний апостолов, предупреждая об опасности этого, сообщает о следующем факте. Семерым заклинателям (экзорцистам) злой дух сказал в ответ: Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто? И бросился на них человек, в котором был злой дух, и, одолев их, взял над ними такую силу, что они, нагие и избитые, выбежали из того дома (Деян. 19: 15–16). «Постановления апостольские» (IV в.) запрещают епископам возводить кого-либо в экзорцисты. А в V веке экзорцисты уже не упоминаются на Востоке[32].

Святые отцы по этому вопросу высказываются вполне определенно.

Святитель Иоанн Златоуст: «Многие изгоняли даже бесов, но потому, что творили беззаконие, не только не сделались чу́дными, но еще подверглись и наказанию» (Беседы на Евангелие от Матфея. Беседа 46. 3–4).

Преподобный Иоанн Пророк: «Противоречить же (дьяволу) прилично не всем, но только сильным о Боге, которым повинуются бесы; если же кто из несильных будет противоречить, бесы ругаются над ним, что, находясь в их власти, он им же противоречит… Нам же, немощным, остается только прибегать к имени Иисусову» (Руководство к духовной жизни в ответах на вопросы учеников. Ответ 301).

Святой Исаак Сирин обличал самочинных заклинателей: «Ты выходишь учить тех, кому уже шесть тысяч лет. А это (твое дерзкое прекословие) служит для них оружием, которым возмогут они поразить тебя, несмотря на всю твою мудрость и на все твое благоразумие» (Слова подвижнические. Слово 39). В другом слове он говорит: «Кто… молит Бога и желает, чтобы в руках его были чудеса и силы, тот искушается в уме своем ругателем демоном и оказывается хвастливым и немощным в своей совести» (Слово 36).

Преподобный Кассиан Римлянин пишет то же самое: «А кто желает повелевать нечистыми духами, или чудесно подавать здравие болящим, или являть перед народом какое-либо из дивных знамений, тот хоть и призывает имя Христово, но бывает чужд Христа; поскольку, надменный гордостью, не следует Учителю смирения… Потому-то отцы наши никогда не называли добрыми и свободными от заразы тщеславия тех монахов, которые хотели слыть заклинателями» (Писания к семи другим собеседованиям отцов… 5. Гл. 7). «Ибо весьма часто… люди, развращенные умом, и противники веры именем Господа изгоняют демонов и творят великие чудеса» (Там же. Гл. 6).

По мысли святых отцов, беснование попускается Богом тем людям, для которых этот путь оказывается наилучшим в приобретении смирения и спасения. Освобождение же тела от злого духа без соответствующей христианской жизни может повлечь за собой самые отрицательные последствия. По мысли блаженного Феофилакта Болгарского, «освободившиеся от бесов еще хуже становятся впоследствии, если не исправляются» (Толкование на Евангелие от Матфея. Гл. 12).

История Церкви свидетельствует, как редко даже святые изгоняли бесов. Так, преподобный Сергий Радонежский единственный раз, при этом вместе со всей братией, молился об одержимом. Преподобный Серафим Саровский вообще никогда не делал этого. В житии преподобного Пахомия Великого сообщается следующее. Святой однажды молился за человека, одержимого злым духом, но ему был глас свыше, чтобы он прекратил свою молитву за него, так как это несчастье постигло его для его же душевной пользы: «Господь послал ему эту болезнь, чтобы спасти его от козней диавола»[33].

Современные люди, к сожалению, не знают, какому риску подвергают своих близких и самих себя, приходя на так называемую отчитку. Священник, монах, игнорирующие предупреждения великих святых и дерзающие вычитыванием молитв (как магией) победить бесов, неминуемо сами побеждаются их страстями и заражают их лукавым духом всех окружающих. Святитель Игнатий (Брянчанинов) с горечью писал о подобных «чудотворцах», ищущих славы человеческой (а часто и денег): «Душепагубное актерство и печальнейшая комедия – старцы, которые принимают на себя роль древних святых старцев, не имея их духовных дарований» (Приношение современному монашеству. Гл. 12).


[32] Подробнее об этом см.: Успенский Н.Д. Византийская литургия // Богословские труды. Сб. 21. С. 31.
[33] Память преподобного отца нашего Пахомия Великого. – Святитель Димитрий Ростовский. Жития святых. Май.