Глава 16

16: 4. Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет.

Не Бога, не смысла жизни, не спасения от страстей, не вечной жизни ищет большинство людей всех религий, в том числе и многие православные, а знамений, чудес, предсказаний, разгадки причудливых образов Апокалипсиса и прочих его тайн, которые, как плоды древа познания добра и зла (Быт. 2: 17), открыли бы им все. Но это неразумное любопытство глубоко искажает духовную жизнь человека.

Об этом печальном состоянии народа особенно красноречиво свидетельствует тот факт, что в гигантских очередях перед какой-либо святыней едва найдется искренний христианин, который бы молился об избавлении от какой-либо страсти. Все ждут только чуда и блага на земле. О гибельных последствиях такого душевного состояния со всей силой предупреждал святитель Игнатий (Брянчанинов) (см. выше, на Мф. 7: 22–23).

16: 18–19. Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах.

Эти слова, положенные в основание главного догмата Римско-Католической Церкви, касаются одного из важных вопросов христианской веры: кто может точно понимать смысл слов Христа? Ответ, конечно, очевиден: ни папы Римские и патриархи, ни епископы и священники, ни богословы и монахи, но прежде всего апостолы, которым Он Сам изъяснял все сказанное и которым отверз ум к уразумению Писаний (Лк. 24: 45), а также и все те, которые своей жизнью достигли того же принятия Духа Святого, что и апостолы, – это отцы Церкви.

Как же они понимают эти слова Христа?

Когда апостолов Петра и Иоанна арестовали и привели на суд к иудейским первосвященникам, то Петр прямо заявил им о Христе: Он есть камень, пренебреженный вами зиждущими, но сделавшийся главою угла, и нет ни в ком ином спасения (Деян. 4: 11). А в своем послании: Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному… Ибо сказано в Писании: вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится (1 Пет. 2: 4, 6). Так, указывая на сказанное ему слово «камень» и объясняя, что не он, Петр, есть основание Церкви, прямо говорит, Кто является Камнем краеугольным, на котором зиждется Церковь, – Сам Господь Иисус Христос. И чтобы окончательно сделать свою мысль ясной и убедительной, называет всех апостолов, то есть и себя и всех христиан, живыми камнями (1 Пет. 2: 5), на которых и из которых строится здание Церкви.

Апостол Павел, как бы подтверждая слова Петра, пишет: никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос (1 Кор. 3: 11); камень же был Христос (1 Кор. 10: 4; ср. Еф. 2: 20).

Власть же вязать и решить получили от Христа все апостолы: Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе (Мф. 18: 18).

И только гордость и языческое имперское сознание могли заставить Рим истолковать слова Христовы в том смысле, будто апостол Петр является краеугольным камнем Церкви, и потому он, а затем и его преемники обладают абсолютной властью над всеми епископами (Церквами) мира. Эта страсть гордыни, развиваясь, привела к откровенно антихристианскому догмату о непогрешимости (безошибочности) единоличных решений папы, когда он говорит как верховный пастырь и учитель. Этим догматом папа Римский был фактически уравнен с Христом, ибо был заявлен как единоличный и полноправный властитель Церкви на земле, что было выражено и в одном из папских титулов – Наместник Христа.

Поэтому не удивительно, какие резкие оценки католицизма, его вероучительных заблуждений и глубокой пре́лестности учения о духовной жизни давали вслед за великими византийскими борцами с латинской ересью святителями Григорием Паламой (XIV в.) и Марком Эфесским (XV в.) многие святые Русской Церкви: преподобные Феодосий Печерский, Максим Грек, ПаисийВеличковскийАмвросийи прочие Оптинскиестарцы, святителиИгнатий(Брянчанинов), Феофан (Говоров),Патриарх Тихон, Иларион (Троицкий), святой праведныйИоанн Кронштадтскийи др. Этот голос святых является ярким и самым убедительным свидетельством того, что в действительности, а не по экуменическим меркам Римско-католическая организация представляет собой не Церковь, а религиозно-политическую организацию, как писал святитель Феофан: «Дух католичества земной. Церковь у них и по-ихнему есть политическая корпорация» (Письма о христианской жизни).

16: 20. Тогда Иисус запретил ученикам Своим, чтобы никому не сказывали, что Он есть Иисус Христос.

Причина запрещения в том, что если бы апостолы стали проповедовать, что их Учитель Иисус и есть обещанный пророками Мессия-Христос, то могли бы начаться самые серьезные общественные беспорядки и даже восстание против Рима. Ибо основная масса народа ожидала Мессию как вождя-победителя, который не только сбросит римское иго, но и осуществит идею великого Израиля. Это привело бы еврейский народ к страшной катастрофе, подобной той, которая и случилась с ним в 70 году. Но такое развитие событий полностью противоречило цели пришествия Христова.

16: 24–26. Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет еекакая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?

Под душой в данном случае подразумевается жизнь. Отвержение себя означает отвержение того греховного образа жизни, который стал как бы самой природой человека, его душой.

И возьми крест свой означает мужественное терпение скорбей и болезней, с пониманием необходимости этого и благодарением Бога; и следуй за Мною, то есть понуждай себя к жизни по Евангелию. Такая жизнь по закону совести и заповедям Христовым противостоит обычной греховной жизни человека и является как бы ее потерей. Но Господь говорит, что, живя по Его слову, человек ничего не потеряет здесь и все приобретет в жизни вечной.

Напротив, кто все силы отдает на устройство этой смертной жизни, забывая о ее неотвратимом конце и неминуемой встрече со своей совестью и Богом, тот ничего большего не приобретает в этой жизни, но подвергает себя посмертным страданиям. Игумен Никон писал: по смерти «могут встретить ангелы светлые, а могут окружить мрачные, злобные демоны… Стоит здесь потрудиться, есть из-за чего» (Нам оставлено покаяние. Письмо 46).

16: 28. Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем.

Блаженный Феофилакт Болгарский, толкуя параллельное место в Евангелии от Марка (Мк. 9: 1), пишет: «Сказав о славе Своей и желая научить, что Он не напрасно упоминает о ней, Господь говорит затем, что есть некоторые из стоящих здесь, то есть Петр, Иаков и Иоанн, кои не умрут, пока Я не покажу им в Своем Преображении того, с какой славой явлюсь во время пришествия. Ибо Преображение есть не что иное, как предзнаменование Второго пришествия. Так просияет в то время Он Сам; так просияют и праведники»(Толкование на Евангелие от Марка).

Некоторые – это, прежде всего, ходившие за Христом во время Его земного пребывания: не только апостолы, но и многие другие ищущие истины. Затем и множество христиан последующих времен, достигая вершин духовного совершенства, становились способными, не вкусив смерти, уже в этой жизни лицезреть Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем. Ибо Царство Божие, как сказал Он, находится не вот здесьили вот там, но внутрь вас есть (Лк. 17: 21). Святой Исаак Сирин поэтому писал: «Потщись войти во внутреннюю свою клеть и узришь клеть небесную, потому что та и другая – одно и то же, и входя в одну, видишь обе» (Слова подвижнические. Слово 2).

О том, как это возможно, замечательно написал преподобный Симеон Новый Богослов: «Ведь если бы кто увидел, что это видимое всеми солнце сошло внутрь его сердца и все вселилось в него, и так же светило бы, то не помертвел ли бы он от чуда и не сделался ли бы безгласным, и не изумились ли бы все, видевшие это? Если же кто увидит Творца солнца, наподобие светила светящим внутри себя, действующим и говорящим, то как не изумится и не содрогнется он от такого видения?» (Гимн 4).