Глава 12

12: 31–32. Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем.

Хула на Духа Святого означает, прежде всего, сознательное противление очевидной истине, борьбу против правды, против Бога. Такая борьба свидетельствует о гордости и упорстве, которые закрывают человеку дорогу к трезвой самооценке, к покаянию и спасению. Еще пророк Исаия обличал: Горе тем, которые зло называют добром, и добро – злом, тьму почитают светом, и свет – тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое – горьким! (Ис. 5: 20).

Все прочие грехи, даже слово на Сына Человеческого (отвержение Христа), если они совершаются по неведению, по человеческой слабости, по причине ложного воспитания и образования и проч., – простятся, поскольку еще остается возможность покаяния, духовного изменения, исцеления.

Грех хулы на Духа Святого совершили, например, иудейские архиереи и старцы. Когда Христос воскресил разлагающегося Лазаря и стало вполне ясно, что Иисус и есть предвозвещенный пророками Божественный Мессия, они постановили убить Его. Этот факт открыл, что руководители иудеев того времени уже вполне сознательно отвергли Бога отцов и стали на путь сатанизма. Они тщательно скрывали это от народа, но Господь прямо обличил их: Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи (Ин. 8: 44). Об этом фактически пишет и апостол Иоанн Богослов ангелу Смирнской церкви, когда говорит о злословии тех, которые говорят о себе, что они иудеи, а они не таковы, но сборище сатанинское (Откр. 2: 9); и ангелу Филадельфийской церкви: Вот, Я сделаю, что из сатанинского сборища, из тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, но не суть таковы, а лгут… (Откр. 3: 9). О существовании культа сатаны в то время говорят и его слова ангелу Пергамской церкви: знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа (Откр. 2: 13).

Святитель ФеофанЗатворникписал, что в любом случае, когда человек поступает вопреки совести, то уже согрешает в определенной степени против Духа Святого: «…когда кто делает неправое в то самое время, когда ум и совесть претят ему и не велят того делать… В сем состоит хула на Духа Святого» (Толкование Послания апостола Павла к Римлянам. Отд. 3).

12: 36–37. Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься.

В житии преподобного Василия Нового блаженная Феодора, рассказывая о мытарствах, начинает их с самого, казалось бы, невинного греха – празднословия, которому обычно не придается никакого значения. Апостол же Иаков говорит прямо противоположное: язык – неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда (Иак. 3: 8). Святые отцы и даже языческие мудрецы называют праздность и ее естественное и обычное проявление – празднословие – матерью всех пороков.

Святой Иоанн Лествичник пишет: «Многоглаголание есть седалище, на котором тщеславие любит являться и торжественно себя выставлять. Многоглаголание есть признак неразумия, дверь злословия… слуга лжи… помрачение молитвы» (Лествица. Слово 11. 2). Поэтому преподобный Иоанн, сподвижник Варсонофия Великого, говорил:«Молчание лучше и удивительнее всех (повествований). Его почитали и лобызали отцы наши и им прославились» (Преп. Варсонофия и Иоанна Руководство к духовной жизни в ответах на вопросы учеников. 466).

12: 43–45. Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим злым родом.

Таинства Церкви очищают верующего не только от грехов, но и от нечистых духов, сила действия которых в человеке прямо обусловлена силою совершаемого греха. Ибо за одним и тем же наименованием греха могут скрываться очень разные степени его тяжести. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «А ведь не одинаковому подвергаемся мы наказанию за грехи явные и за грехи тайные. Грех один и тот же, но вред от него не одинаков, или лучше сказать – и грех не одинаков, потому что не все равно – грешить тайно и незаметно, и грешить явно» (Беседы на Деяния апостольские. 3. 5).

Также есть бесы всех грехов, и они, по выражению святых отцов, «приседя́т» греху и возбуждают страсти. И если, принимая таинства, человек не борется с греховными влечениями, а будучи побеждаем, не кается и не смиряется, может произойти то страшное, о чем говорят эти евангельские слова.

Игумен Никон (Воробьев) писал по этому поводу: «Самым основным свойством „нового“ человека является смирение… без которого исполнение даже всех заповедей не только не приближает человека к Богу, но делает врагом Божиим, ибо если не будет смирения, то обязательно будет гордость. Именно к этому свойству души, я полагаю, применима особенно мысль Евангелия, что сатана, будучи изгнан, скитается вне, а затем, усмотрев, что дом прибран, украшен, но не занят, берет семь других духов, злейших себя, и водворяется с ними в душе, и бывает последнее для человека горше первого. У преп. Макария Египетского отношение смирения к прочим добродетелям изъясняется притчей о роскошном обеде, устроенном для царя и вельмож. Но так как все было приготовлено без соли (т. е. смирения), то вместо благодарности устроивший обед подвергся только гневу царя. Так, без смирения всуе добродетели человека. Без него, т. е. без смирения, в душу войдет гордость, с нею семь бесов, т. е. все страсти» (Нам оставлено покаяние. Письмо 85): чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие.

Оказывается, принятие таинства без раскаяния, без благоговения и искреннего желания исправиться оказывается для человека хуже, чем если бы он в таком состоянии не принимал его. Апостол Павел пишет об этом на примере Причащения: кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. От того многие из вас немощны и больны и немало умирает (1 Кор. 11: 29–30). А преподобный Симеон Новый Богослов предупреждает даже о Крещении младенцев: «Ибо принявшие Крещение Твое от младенчества и недостойно его прожившие всю жизнь будут иметь большее осуждение, нежели некрещеные, как поругавшие, по словам Твоим (Евр. 10: 29)[29], святую одежду Твою» (Божественные гимны. Гимн 3).

Подобное же происходит и в миссионерской деятельности, когда к принятию Крещения, Евхаристии и других таинств приглашаются люди, не наученные основам веры, не понимающие, к чему они приступают. Тогда на священнослужителей, совершающих такое, падает это суровое слово Христа.

Так будет и с этим злым родом. Так сказал Господь о еврейском народе, которому прежде других дано было откровение Божие о Спасителе. Однако он в своей основной массе отверг Христа, не принял Благовестия о Царстве Небесном, променяв его на царство земное, что и привело его к печальным последствиям как духовного, так и внешнего характера.

Это предупреждение Христово также в полной мере относится и к тем христианским народам и отдельным верующим, которые вместо искания прежде Царства Божия и правды Его ищут только, что есть, что пить и во что одеться (Мф. 6: 33, 25).

Такому же тяжелому осуждению подвергаются и христианские общины и Церкви, которые всю свою деятельность переносят с научения верующих духовной жизни и проповеди покаяния на решение чисто мирских проблем. См. также далее Мф. 24: 2.

12: 46–50. Когда же Он еще говорил к народу, Матерь и братья Его стояли вне дома, желая говорить с Ним. И некто сказал Ему: вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою. Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя? и кто братья Мои? И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь.

Господь указал этими словами на то, что настоящее родство состоит не в единстве крови и плоти, но в единстве духа. Об этом и Его ответ на возглас женщины блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшиеблаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его (Лк. 11: 27–28).

Ответ же Христа сказавшему о просьбе Матери святитель Иоанн Златоуст объясняет следующим образом: «поступок Ее происходил от излишней ревности к правам своим. Ей хотелось показать народу свою власть над Сыном, о Котором Она еще не думала высоко; а потому и приступила не вовремя» (Беседы на Евангелие от Матфея. 44. 1).


[29] Сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет? (Евр. 10: 29).