Подвижники благочестия о смерти

«Господь Велел Во Всякое Время Быть Готовым К Смерти…»

игумен Никон (Воробьев)

игумен Никон (Воробьев)

Игумен Никон (в миру Николай Николаевич Воробьёв) родился в 1894 году в деревне Микшино Тверской губернии. Прошёл жизненный путь, типичный для богоискателей начала XX века: традиционно религиозная (крестьянская) семья; потеря веры в школе (реальном училище); безуспешный поиск смысла жизни в науке, философии и в психологии (Психоневрологический институт в Петрограде); отчаяние, вопль к неведомому Богу и поразительный ответ Божий; обращение к серьёзному изучению богословия в Московской духовной академии; затем многолетнее подвижничество, завершившееся принятием монашеского пострига и священного сана в Минске (1931–1932). Лагерные страдания 1933–1937 годов (начало строительства Комсомольска-на-Амуре), после которых многолетняя работа прислугой у главврача в Вышнем Волочке. С 1944 года – служение на приходах Калужской и Смоленской епархий. С 1948 года и до своей кончины – настоятель Вознесенского храма в городе Гжатске (ныне Гагарин) Смоленской области.

Скончался 7 сентября 1963 года. Похоронен около своего храма, близ алтаря.

 Что особенно значимо в его духовном опыте для современного монашествующего и простого верующего человека?

 Он часто повторял, что в наше время уже не стало таких духовных наставников, которые бы видели душу человека и которым можно было бы полностью отдаться в послушание. Редко можно найти и единомышленника, искренне стремящегося к духовной жизни, начитанного в святых отцах, разумного и без самомнения. Поэтому, говорил он, будьте очень осторожны в выборе старшего попутчика в землю обетованную, особенно бойтесь любящих властвовать над духовными детьми, требующих себе подчинения («послушания»). Тщательно знакомьтесь с духовником, прежде чем ввериться ему, ибо поспешность здесь может обернуться гибелью души. Но главное – нужно самим не лениться и постоянно изучать святых отцов, руководствоваться их творениями, особенно творениями святителя Игнатия (Брянчанинова), изложившего духовный опыт древних отцов применительно к нашему времени, крайне скудному духом.

 Главным условием и важнейшим критерием правильной духовной жизни является всё большее видение своих грехов, глубокой повреждённости человеческой природы, постоянно влекущей к греху, и невозможности исцелиться собственными силами, без помощи Божьей.

 Такое внутреннее видение, являющееся, по слову преподобного Петра Дамаскина, «первым признаком начинающегося здравия души», даётся христианину лишь при постоянном понуждении себя к исполнению всех заповедей Евангелия и искреннем покаянии. Только такой труд приводит христианина к истинному смирению – единственно непоколебимому фундаменту дома спасения.

 «Почему, – говорил он, – многие “срываются” в духовном делании? Потому, что подвиг свой основывают на тайном самомнении и мечтательности. Но успех в духовной жизни измеряется глубиною смирения».

Многое полезное и необходимое говорил он о неизбежном для каждого человека переходе в вечность. Этими мыслями он делился с адресатами своих писем, отдельные фрагменты из которых и приводятся ниже. (По изданию: Игумен Никон [Воробьёв]. Письма о духовной жизни. М.: Благовест, 2013).

Из писем игумена Никона

***

Мне передали, что у тебя были опять тяжёлые сердечные припадки. Ты должна из этого понять, что Господь напоминает нам болезнями об исходе нашем из этой жизни и о неизбежности смерти. Каждый день на несколько минут представь, что ты умерла и стоишь пред Господом в ожидании определения своей дальнейшей судьбы. В утренней молитве Макария Великого говорится: «Боже, очисти мя грешного, яко николиже сотворих благое [никогда не сделал доброго] пред Тобою». Так чувствовали себя великие святые, а мы как будем чувствовать себя на Суде Божием? Да и здесь, на молитве, как должны себя чувствовать? Единственная нам приличная молитва – “Боже, милостив буди мне, грешному!” Так мы будем говорить по смерти, так должны и здесь, как можно чаще и от всего сердца, повторять её. Проси у Господа, чтобы Он дал тебе понять силу и глубину этой молитвы.

***

Что-то ты стала очень болеть. Игнатий Брянчанинов говорит, что болезни – это напоминание нам от Господа, что смерть наша не за горами, и следует нам очистить всё прошлое искренним сокрушением, покаянием, принятием Святых Таин. Надо творить и дела милосердия. Милостыня очищает от многих грехов. Речь идёт не только о вещественной милостыне; гораздо дороже милостыня духовная. Она состоит в том, что человек вместо осуждения ближних жалеет их, прощает им их грехи и недостатки и просит Бога простить их. Надо также не роптать, когда терпишь болезнь или невнимание окружающих, холодность их и проч., а говорить от всего сердца: «Достойное по делам моим приемлю, помяни мя, Господи, во Царствии Твоем».

Старайся всеми силами помнить Господа. Без призывания имени Иисуса Христа бесы будут лезть к нам, творить всякие пакости, мучить, тянуть к себе и в бездну. Болезнь и предсмертные страдания – преддверие вечности и отражение нашего устроения, нашей жизни: что собрали в течение жизни – всё это выявится при смерти, доброе и злое. Поэтому надо просить у Господа, чтобы даровал нам прочее время живота нашего в мире и покаянии скончати. Вспоминай все прошлые грехи, сокрушайся, плачь, про­си прощения у Господа. Помирись и со всеми людьми, помирись так, чтобы люди почувствовали твоё сокрушение – и сердцем, а не языком простили тебе, и сама всем прости.

Да вразумит и поможет тебе Господь покаяться и подготовиться к смерти.

***

Дорогой! Ещё одно завещаю тебе. Помни слова Господа Иисуса Христа:  Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15, 13). Полагают душу свою за других людей, за родину, за своих отцов и матерей на войне, если честно идут на врага. Сейчас много говорят о войне. Вот тебе лёгкий путь спасти свою душу: не жалея себя, с верой в Господа, исполняй честно всякий приказ, хотя бы пришлось идти на явную смерть. Смерть на войне есть смерть «за други своя» и ведёт в Царствие Божие, поэтому не до́лжно страшиться. Не бойся ничего. Господь с тобой. В Русской Церкви много прославленных святых из военных.

***

У нас умерла инокиня с большими страданиями. Надо заранее просить у Господа христианской кончины безболезненной, непостыдной, мирной и доброго ответа… Надо представлять себе свою кончину, болезнь, нужду, явивших­ся бесов, множество недостатков, свойств бесовских в душе нашей и власть бесов над этой частью души; отсутствие добрых дел, на которые можно бы опереться. Единственная надежда наша – милосердие Божие ко всем верующим в Него и сознающим свои недостатки.

При молитве обнажайте свою душу пред Богом во всей мерзости, без самооправдания и, как прокажённая, говорите: «Господи, если хочешь, можешь меня очистить»; как мытарь: «Боже, милостив буди мне, грешной». Этими и подобными примерами Господь указал нам на правильное устроение грешной души, указал нам также, что только из такого устроения и может родиться истинная молитва без прелести. На такую молитву всегда нисходит благодать Божия и оправдывает (мытарь вышел оправданным, а прокажённый – очищенным) грешника, преисполненно­го душевной проказы.

***

Почти все мы находимся в положении человека, видящего на картине роскошный пир, стол уставлен яствами, но мы остаёмся голодными. Чужой хлеб не может нас напитать. Так мы читаем Слово Божие и слова святых отцов, так в большинстве и молимся, то есть языком произносим сло­ва чужих молитв, а душа голодная, тощая, готова умереть без пищи.

Когда придёт время испытания дела нашего, окажется, что у нас и нет ничего, талант наш не принёс никакого прибытка; даже хуже того: мы и взятого таланта не можем вернуть, хотя бы и без прироста, а, как блудный сын, расточаем его в грехах и суете житейской, да ещё и других поучаем. Бедные мы люди! Что нам остаётся делать? Послушаться Спасителя нашего Господа Иисуса Христа!

Ты спрашиваешь, как тебе молиться? Господь Иисус Христос говорит всем нам: молись, как мытарь, прибегай к Господу, как вдовица к неправедному судье. Опять Господь научает: сознай свою нищету, свой неоплатный долг, познай и почувствуй свою вину пред Господом, забудь все свои добрые дела (своих добрых дел у нас нет, а если что и есть, то осквернены всякими нечистыми примесями — тщеславием, превозношением, корыстью и проч.) и, как неоплатный должник, как блудный сын, проси у Господа милости, то есть прощения всех твоих беззаконий. Ничего другого не проси, а только помилования.

Когда человек сердцем почувствует, что душа его прокажена грехом, вся в язвах, что он бессилен сам исцелить свою душу, как прокажённый бессилен сам себя исцелить, когда пред очами близко станет смерть и мытарст­ва – тогда остаётся одна надежда, одно прибежище – Спаситель наш Господь Иисус Христос! До этого времени Он был далёк от нас, вернее, мы были далеки от Него, а теперь Он – единственный Спаситель, с неба пришедший спасти нас, взявший грехи наши на Себя вместо нас, потерпевший последствия грехов наших, покрывший Сво­ей любовью наши беззакония; обещавший за веру в Него и за покаяние всё простить, очистить нашу душу и тело, соединить кающихся грешников с Собою в Таинстве Причащения ещё здесь, на земле, в залог вечного соединения в будущей жизни, усыновить нас Отцу Своему и через это сделать участниками вечной Божественной славы и блаженства. Вот в чём состоит христианство! Вот любовь Бо­жия, милость Божия к падшему роду человеческому.

Скорбь, теснота, вечное угрызение совести, червь неусыпающий и огонь в сердце неугасимый тем, кто презрит эту любовь Божию, не даст полной цены жертве Божией за нас. Да молчит всякая плоть человеча, да стоит со страхом и трепетом пред Крестом Христовым, пред любовью Божиею, призывающей каждого грешника к спасению через веру и покаяние. Пришёл Господь Иисус Христос не судить мир, погибающий в грехах, но спасти его.

Покайтесь, приблизилось Царствие Божие! Грешники, сознайте свою гибель, свою вину пред Богом, не ищите оправдания в своих добрых делах. Сознайте свою немощь и бессилие избавиться от своих грехов прошедших, или настоящих, или будущих. Умоляйте единого Всемогущего, единого Милостивого, единого Спасающего Господа, и Он простит, очистит, назовёт нас Своими, облегчит нашу скорбь, изгонит отчаяние, избавит от мытарств и введёт, как разбойников, блудниц и прочих грешников, в Своё вечное Царство. Вот в чём состоит покаяние.

Сие буди с тобою и со всеми вами. Аминь.

***

Ты хорошо знаешь, что предсказано древними отцами о нашем времени. Сказано: будут спасаться верою, терпением скорбей и болезней и покаянием. Дел у нас нет. О делах человеческих Господь Иисус Христос сказал:  Когда исполните всё повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать (Лк. 17, 10).Это значит, что мы, будучи рабами и творением Божиим, обязаны исполнить всю волю Божию, то есть все заповеди, а войдёт ли в Царствие Божие даже и всё исполнивший  – дело милости Божией. Не дела, а смирение скло­няют Господа на милость. Бояться смерти нужно, как и готовиться к ней, но отчаиваться, унывать – это дело вражие.

Господь всем велел во всякое время быть готовым к смер­ти. Поэтому сны, которые возбуждают уныние и отчаяние, – от врага. Сны от Бога умиляют сердце, смиряют, укрепляют надежду на Спасителя, пришедшего на землю и понёсшего Крест ради спасения погибающих, а не праведников, считающих себя (ложно) достойными Царствия Божия. Это – гордецы, мнимые праведники. Все святые считали себя великими грешниками.

Помысел всё раздать или не трудиться для пропитания – вражий. По силе трудись, но надежду возлагай на Господа, питающего всю вселенную. Кто идёт ко Христу с верою, посильным исполнением заповедей и покаянием – тот будет со Христом и по смерти. Приходящего ко Мне не изгоню вон (Ин. 6, 37). Вот извещение для всех. Нет оснований отчаиваться христианину. Специальное же извещение посылается по особому усмотрению Божию, но рассчитывать на это не надо. Будь мирна и спокойна.

***

Других поучаешь, а сама где? Что лег­че, ползать ли на чреве или летать в чтении Слова Божия и святых отцов, в молитве и уповании на Господа? Надо и трудиться, но знать меру, считаться со здоровьем, а то можно уподобиться ведь и самоубийцам. Мы должны быть страстеубийцами, а не телоубийцами, последнее может быть вменено и в самоубийство, если делаем по страсти через си­лы. Плачь о грехе своём и грехах, думай больше о смер­ти. Когда ничего не было, наверно, мечтала только об угле и куске хлеба, а когда имеешь отдельную комнату и всё нужное – увлекаешься работою до смерти: сказка о рыбаке и рыбке.

***

Наступило и для тебя время, когда жизнь становится труд и болезнь (Пс. 89, 10). А потом смерть. Никто не живёт вечно на земле, и однако все страшатся смерти. Недаром Святая Церковь постоянно молится о даровании христианской кончины безболезненной и проч.

Чем крепче вера, чем сокрушенней сердце, тем легче умереть. Если твоя опухоль мешает тебе, то можно обратиться к врачу и сделать операцию. Теперь все боятся каждой опухоли, считают, что это рак. Лучше всего надо нам готовиться к смерти. Немного раньше, немного позже — какая разница? Всё равно умрём. Надо всем простить, со всеми примириться, просмотреть свою жизнь и поплакать, посокрушаться сердцем о грехах своих и просить прощения у Спасителя нашего Господа Иисуса Христа.

***

Получил Ваше письмо о болезни Любови Александровны. Она не сходит с мо­ей памяти. Хотя всем, великим и малым, неизбежно приходится покидать этот мир, однако когда это предстоит близкому нам, дорогому человеку, то невольно всей душой протестуешь против этого. В глубине каждого человека лежит сознание своего бессмертия. Он и действительно бессмертен, а то, что мы называем смертью, есть новое рождение в другой мир, переход от одного состояния в другое и, для большинства христиан, несомненно, в луч­шее, бесконечно лучшее. Вот почему и не следовало бы скорбеть при приближении смерти, а, скорее, радоваться, но мы или мало верим в будущую жизнь, или страшимся её, да и здешняя жизнь слишком цепко держит нас.

С духовной точки надо бы радоваться за Любовь Александровну. Господь даёт ей подготовиться к будущей жизни, но берёт и страх – не возропщет ли она, не будет ли малодушествовать. О, если бы она смирилась, обратилась всем сердцем к Богу, покаялась искренне во всех своих ошибках, причастилась с верой и благоговением Святых Таин! Тогда стала бы смерть для неё радостью, новым рождением, переходом к тем, кто любит её всей душой, ждёт её, чтобы исполнить её радостью совершенной, никогда не кончающейся, какой не видел глаз, не слышало ухо и не приходило на сердце человеку.

Передайте Любови Александровне моё глубокое сочувствие ей и великое желание преодолеть скорбь смерти и легко, радостно пе­рейти в будущую жизнь, истинную родину нашу, уготованную нам от создания мира, где человек сделается подобным ангелам, где лицо его просияет, как солнце.

Поэтому пусть не боится Любовь, пусть надеется на беспредельную любовь Божию!

Пусть Любовь Александровна оправдает своё имя и почувствует некоторую любовь к Богу, претерпевшему и за неё ужасные муки, оскорбления и крестную смерть. Тогда Любовь небесная сделает Любовь земную своей родной дочерью, причастницей славы и блаженства Божественной жизни. Доказать свою любовь к Богу надо терпением скорби расставания с этим миром, терпением мучительной болезни без ропота, чтобы сделаться причастниками страданий Христовых. Если же с Ним страдаем, то с Ним и прославимся.

Ещё повторяю: Любовь Александровна, моя душа с Вами, всей силой она желает Вам того, что выше было написано. Терпите, не ропщите. Если оскудеет вера, говорите: «Господи, хочу верить, хочу быть истинной христианкой. Господи, помоги моему неверию!» И Господь не оставит Вас!

***

Получили твои два письма. Мать, твоё имя Евпраксия означает «доброделание». Если хочешь, чтобы житие твоё было по имени твоему, то ты должна везде и всегда согласовывать свои дела с Евангелием, которое учит нас делать добро и внешне, и внутренне. Смотри: Суд без милости не сотворившему милости; ка­кою мерою меришь, такою и отмерится тебе. Будешь умирать, тогда о чём будешь печалиться? Чем покроешь грехи свои? Милостыней искупи грехи свои! Люди хотят делать доброе дело; если ты с миром согласишься, то будешь участница в их добром деле, а если будешь против – то подпадёшь осуждению, как жестокосердная. Смотри, Господь правосуден: как мы относимся к ближним, так и Господь к нам отнесётся в день лют…

***

О сне своём не очень беспокойся. Так Господь не извещает о смерти. Общее для всех извещение: будьте готовы на всякий час. Даже за один день нельзя ручаться, что проживём до конца его. Специальные же извещения даются только большим праведникам (иногда большим злодеям).

Кайся во всём, проси у Господа прощения за всё. Будь здорова, не унывай, не суетись излишне, а больше думай о предстоящем всем переходе в вечность.

***

Из писем узнал, что у тебя часто нет мира со своей родной сестрой до того, что иногда ты готова хоть в петлю лезть. А тебе, и особенно Марише, пора уже давно знать, что есть дьявол и бесы, которые по своей крайней злобе всячески хотят погубить каждого человека. Как они это делают? Вот как: они стараются действовать на страсти человека и раздувать их до такой силы, чтобы они погубили человека.

Например, кто любит выпить, того бесы понуждают пить больше и больше, пытаются довести до запоя, драк, убийства и самоубийства и этим погубить навеки. Иного бесы приу­чают к воровству, иного очень тонко приводят к высокоумию, тщеславию, гордости и, наконец, к духовной прелести – и так стараются погубить. И многими другими путями ищут вечной погибели человеку.

Точно так же бесы стараются погубить и тебя с Маришей, или хоть одну которую-нибудь. Как они пытаются это сделать? Ты сама хорошо знаешь. Бесы возбуждают среди вас ссору, разгорячают вас до того, что вы готовы избить друг друга, расстраивают и омрачают так, что, мол, лучше повеситься, чем так жить. Если ты или кто-либо примет хоть на время эту мысль, то бесы с большей си­лой, с помощью других, более сильных бесов (семь других духов, злейших себя, как сказано в Евангелии) будут стараться чаще и сильнее внедрять мысль о самоубийстве. Если человек не воспротивится этой дьявольской мысли всеми своими силами, а даст хоть некоторое согласие, то бесы по попущению Божию за страсти, и нераскаянность, и зло­бу могут задушить человека, дают верёвку или даже полотенце и помогут покончить с собой.

Катя, в спокойном состоянии подумай, в какое омрачение души нужно прийти, чтобы из-за малой скорби перейти в вечную, ужаснейшую муку. Как бы ни было здесь тяжело, хотя бы мы жили на земле тысячи лет в тяжких страданиях – всё же им будет конец. А в аду нет конца мукам.

 Ты представь себе хоть такую, например, картину: шай­ка бандитов, самых отвратительных, человек сто, захватили бы тебя в лесу и весь день издевались бы над тобой.  Как ты бы себя чувствовала при этом? Ты здесь хоть избавилась бы от этого через смерть. А самоубийца попадает в руки бесов, которые в тысячи раз хуже, злее, отвратительнее всех бандитов, на их полную волю, на издевательство, и это кроме огня неугасающего и не светящего, кроме чер­вя неусыпающего… И этим мукам не будет конца… Какой ужас! И прийти в такое состояние из-за пустяков, оттого что Мариша дурная или злая, что она не хочет того или другого, или не так делает, или что она как-либо обидела тебя. Если такой мелочи не можешь терпеть, то как ты не ужасаешься адских мук?

Ты скажешь, что в это время ни о чём не думаешь, а готова лезть в петлю. Правду ты говоришь, что ничего не думаешь, забываешь Бога, будущие вечные муки. В этом и есть опять хитрость бесов и их действие на душу человека.

Где Господь, там мир, свет, разум, радость. Где дьявол, там расстройство, мрак душевный, омрачение разума, отчаяние, готовность на всякое зло.

Я много раз тебе говорил об этом. Ещё, может быть, в последний раз предупреждаю тебя: не давай руки дьяволу. Молись Богу и проси в спокойном состоянии, что­бы Он не допустил тебя до омрачения, не дал власти бесам над тобой. Господь защитит тебя, если сама не по­лезешь в ад. Помни Иуду. Он дал дьяволу войти в себя и погиб ужасной смертью, и перешёл в вечную муку, во дно адово.

Не шути с этим делом. Будь подальше от этих мыс­лей. Господь да поможет тебе понять написанное и избежать рук бесов и здесь, и в будущей жизни, а несколько потерпев здесь, войти в Царствие Божие, в вечную радость и блаженство.

***

Потерпи скорби, болезни, и тяготы, и обиды в этой жиз­ни, потерпи без ропота – и наследуешь Царствие Божие.

Святые говорили, что если бы человек знал, какая радость будет наследовавшим Царствие Божие, то согласился бы ежедневно распинаться на кресте всю жизнь, только бы не потерять вечного блаженства. А Господь та­ких страданий от нас не требует. Хочет только, чтобы мы веровали в Него и смиренно потерпели всё, что Он по­шлёт для нашего очищения.

Потерпи, родная. Может, скоро и всем нам конец бу­дет. Страшно умирать во грехах с ропотом в душе, без ми­ра, без покаяния. Неужели мы так неразумны, что крат­кой и малой скорби не потерпим, чтобы избежать вечной, ужасной, непостижимой теперь скорби и муки в аду, в об­ществе бесов и отверженных людей.

Как тяжело в тюрьме со шпаной! А в аду с бесами бу­дет в миллионы раз тяжелее. Потерпи же, не унывай, не отчаивайся, всем прости и прощай впредь, смиряйся – и  ещё здесь найдёшь мир и утешение мятущейся душе твоей.

***

Ты пишешь, что очень скучаешь[1], не можешь оставаться одна дома, ревёшь и не знаешь, с кем поделиться. Любящему Господа всё содействует ко благу. Если бы скорби не были полезны людям, то Господь бы не посылал их. Средство от тоски, от скорби – молитва или псал­мопение и благодарение Господа. Если будешь понуждать себя читать Псалтирь со вниманием и вставлять чаще молитву Иисусову, Божией Матери и всем святым, то скорбь твоя утихнет и ты получишь большую пользу душевную. Если же будешь изнывать в скорби и плакать по-мирски, то сильно погрешишь и повредишь себе телесно и духовно, не найдя утешения.

Открывай своё сердце Господу со всеми немощами сво­ими, не оправдывай себя, считай себя достойной не только временных скорбей, но и вечных мук, не теряя однако надежды на милосердие Божие, надеясь на крестные страдания Спасителя, взявшего на Себя грехи всего ми­ра – и обретёшь отраду, и мир, и спасение. Можешь читать Псалтирь или другие какие молитвы сидя и лёжа, только не давай воли празднословию и мечтаниям. Ско́рби и болезни помогают человеку оторваться от суеты земной и больше прилепляться к Богу. Не унывай зря. Предавайся в руки Божии. Не осуждай никого, имей со всеми мир, и Господь утешит тебя.

***

Получил телеграмму о смерти Мариши. Да внидет она в Царствие Небесное и утешится от всех земных скорбей и болезней радостью неизреченной! Да встретят её там мать Валентина, Миша [брат] и все, кто дорог её сердцу!

Я знаю, что ты и сама больна; может быть, и тебе недолго осталось жить. Думай больше о смерти, о будущей жизни. Искренне кайся (отцу П.) во всех грехах своих от юности. Дай нищим, что подскажет те­бе совесть, для покрытия грехов твоих. Словом, уготовляй себе путь на небо. Не слушай безбожников. Они ничего не знают, от них всё сокрыто, как от слепых. Не разговорами постигают Бога и тайну будущей жизни, а подвигом, исполнением заповедей и глубоким искренним покаянием.

Да поможет тебе Господь устроить и земную жизнь и приготовиться к христианской смерти, чтобы наследовать жизнь вечную. Да хранит тебя Господь!

***

Страх, даже ужас перед смертью есть следствие неправильного устроения. Пока Вы будете надеяться на свои дела и подвиги – Вы не сможете быть покойной. Ни один человек от создания мира не спасался своими делами. Нас спасает Господь. Ему мы и должны вверять се­бя и свою судьбу и здесь, и по смерти. А если вверяем себя Ему, то по силе своей должны и поступать так, как Он велит, то есть понуждать себя к исполнению Его свя­тых заповедей, а в нарушениях вольных и невольных искренне каяться. Если это устроение будет не в голове, а внедрится глубоко в сердце, то Вы будете покойны везде и всегда. Ваша душа в руках Господа. Кто может повредить ей?! Но это состояние не сразу даётся. Будете искать – найдёте.

***

Ду­май чаще о смерти, о будущей судьбе своей, что там те­бя ожидает. Понудь себя делать добро людям, так как Господь сказал, что  милостивые будут помилованы, и что суд без милости будет тем, кто не творил сам милости.

Ещё очень прошу тебя: не осуждай никого, а для это­го старайся ни о ком не говорить ничего: ни худого, ни хорошего. Это самый лёгкий способ не быть осуждённым на том свете. Ибо Спаситель Господь Иисус Христос обещал: «Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены». Один человек, монах, жил очень нерадиво, а когда стал умирать, то был в радости духовной и нисколько не страшился смерти. Когда старцы стали его расспрашивать, какие у него тайные добродетели, что он умирает, как великий праведник, то он ответил: «Господь меня известил, что всё мне прощает и не осуждает за грехи мои, потому что я сам никого не осуждал».

Вот и ты иди этим лёгким путём. Вспоминай свои гре­хи, сокрушайся о них сердцем своим, проси у Бога прощения и сама всем всё прощай и не осуждай (осуждение есть непрощение), тогда и Господь тебе всё простит и не осудит. За это и земную твою жизнь Господь Сам устроит. Сама видишь, что мы не можем её устроить хорошо.  Возложи на Господа печаль твою, и Он тебя напитаетдуховно и телесно. Будь здорова. Да хранит тебя Господь и оградит от всякого зла.

***

Мир Вам и спасение! Что это Вы унываете? Всю жизнь стремились к Господу, а теперь теряете надежду на милосердие и любовь Божию. Разве люди спасаются своими подвигами? Все, даже святые, спасаются Спасителем за веру в Него и покаяние.

Будьте мирны и надейтесь на Христа. Что беспокоит совесть, то исповедуйте, а прочее – общим итогом. Господь знает всё и за веру и покаяние прощает всё и принимает в Царствие Небесное, не лишит Он этого и Вас.

***

Знай, что Бог поругаем не бывает. Господь ждёт покаяния от людей грешных, потому и долго терпит. А безумные люди думают: грешники благоденствуют, значит Бога нет. Бог жалеет их, вразумляет и добром, и скорбями, и болезнями, ожидая их исправления. И если не каются, то оставляет их в земной жизни на их волю, чтобы воздать должное после смерти. И праведникам часто тяжко умирать, а про грешников сказано: «Смерть грешников люта», – а жизнь после смерти ещё лютее.

***

Тяжёлая предсмертная болезнь не есть ли явление милости Божией к усопшему? За дни страдания, а может быть, и видений он мог раскаяться пред Богом в своих ошибках мысленных и других грехах. Для покаяния ведь много времени не надо, как видим на примере разбойника, мытаря, блудницы и пр. Нужно только осознать свою греховность и гибель, признать, что спасает только один Господь и спасает не за дела (делами закона не оправдается никакая плоть – Гал. 2, 16), а за сознание своей худости, своей негодности, за просьбу о спасении и за веру.

***

 Смерть неестественна человеку, поэтому все её боятся. Но вера в Господа и надежда на милосердие Божие, надежда прейти из тяжёлой земной жизни в неизреченное, нескончаемое блаженство может не только ослабить страх, но и радовать человека, как избавляющегося от опасной и воистину страшной в наше время жизни. Надо готовиться к смерти всем и каждый день хоть немного размышлять о ней. Ведь и Церковь ежедневно молится: «Христианской кончины живота нашего, безболезненной… мирной… просим».

Надо мысленно на молитве проходить свою жизнь и просить прощения за все сделанные грехи не только делом, но и словом и помышлением. Кающемуся Господь всё прощает, а тогда нечего и смерти бояться. Не проси и не ожидай никаких дарований, а только прощения грехов и спасения. Господь знает, что нам полезно. Не позволяй мыслям творить свою волю. Привязывай их к молитве и памяти Божией, насколько можешь.

***

Ты не в первый раз мне пишешь о страхе смерти. Если ты будешь внимательно смотреть на какой-либо предмет, то будешь ясно его видеть, а окружающие предметы ма­ло будут заметны. Так и о страхе смерти. Когда ты на смерть смотришь глазами ветхого человека и обращаешь внимание только на предсмертные страдания, то они вырастают у тебя чрезмерно и пугают. К тому примешивается ещё действие бесов. Если оставаться в таком состоянии, то мож­но вполне расстроиться. Нужно смотреть на смерть по Слову Божию: Имею желание разрешиться и быть со Христом (Флп. 1, 23), – так смотрел апостол Павел и все святые. Земная жизнь – ссыл­ка для исправления. Как радостно освободиться из тюрьмы или из лагеря, так же, лучше сказать, неизмеримо радостнее выйти из мрачной земной жизни.

Ты скажешь: «Хорошо, если попадёшь в Царствие Бо­жие, – а если в ад?» А что препятствует нам войти в Царст­вие Божие? Сказано: исполни заповеди, тогда спасёшься. А так как мы немощны, испорчены, подвластны или доступны бесам, то Господь дал нам Покаяние и другие таинства. Если искренно покаемся, то Господь прощает нас, то есть очищает нашу душу от греховных язв и обещает каю­щемуся Царствие Божие. Седмижды семьдесят раз на день покаешься – и столько же раз получишь прощение. Если же ты не веришь Слову Божию, тогда, конечно, будешь страшиться, подпадёшь власти бесов, а они замучают тебя. Ты, очевидно, как фарисей, хочешь опереться на дела свои, хотя и бессознательно, может быть. А ты будь, как мытарь, то есть всё спасение возлагай на милосердие Божие, а не на свои исправления, и тогда выйдешь из этой жизни, как мытарь из храма, – оправданным, то есть войдёшь в Царствие Божие.

Вот на эту сторону обращай своё внимание, помни, что Господь создал людей не для муки, а для божественной радости. Всё небо радуется о каждом грешнике кающемся и через это спасающемся. Смерть есть рождение, а рождение редко бывает совсем без скорби, но эта скорбь превращается в радость, ибо родился человек для Царст­вия Божия. Укоряй себя в каждом грехе, в каждой дурной мысли, в маловерии, сомнении, в бестолковом страхе смер­ти, укоряй и кайся тут же, и будешь так приобретать спокойствие и мир душевный, преданность в волю Бо­жию. И вся Церковь молится за нас: «Христианской кончины живота нашего, безболезненной, непостыдной, мирной, и доброго ответа на Страшном Судище Христове просим». И ты присоедини свой голос к голосу Церкви. Господь да вразумит тебя и успокоит.

Мать, не осуждай никого, иначе не освободишься от страха, да и грехи Господь не простит тебе, если сама не прощаешь ближним, а осуждаешь их. Вынь своё бревно из глаза, тогда научишься вынимать сучок.

***

Дорогие прихожане!

Почти пятнадцать лет я служил в этом храме. Несомненно, кого-нибудь обидел, многие, может быть, остались недовольны  мною. Вот я отхожу в вечность и при гробе прошу прощения у всех. Сам я крайне доволен всеми прихожанами, от многих видел искреннюю любовь к себе. Благодарю всех, и любящих, и недовольных, всех благодарю и искренне у всех прошу прощения. Земно кланяюсь вам, простите меня ради Христа, не помяните злом.

Кто может, хоть изредка поминайте о упокоении грешного вашего священника.

 Всё время я старался от всей души наставить вас на пра­вильный путь. Большинство не понимает христианства. Некоторые поняли; поняли, что самое главное – понуждать себя к деланию заповедей Христовых и каяться в своих недостатках и нарушениях заповедей, каяться всегда, считать себя негодными для Царствия Божия, умолять Господа о милости, как мытарь: «Боже, милостив буди мне, грешнику».

Вот мой завет умирающего: кайтесь, считайте себя, как мытарь, грешниками, умоляйте о милости Божией и жалейте друг друга.

А кто из вас обидел меня, кто ненавидел (были такие) праведно или ложно, да простит вам всем Господь. От искреннего сердца прошу, чтобы Господь всех вас прос­тил, и вразумил, и привёл ко спасению.

Благословение Божие да будет со всеми вами во веки. Поминайте меня, грешного. Аминь.


Из писем схиигумена Иоанна

«Большая ошибка, что мало думаем о переходе в другой мир…»

схиигумен Иоанн (Алексеев)

схиигумен Иоанн (Алексеев)

Схиигумен Иоанн (в миру Иван Алексеевич Алексеев) родился 14 февраля 1873 года в Тверской губернии. Окончил курс церковноприходской школы.

В Валаамский монастырь поступил 28 мая 1901 года и позже в своих воспоминаниях писал: «Вот и живу с тех пор в монастыре, и мысли никогда не было, чтобы вернуться в мир».

Два года нёс послушание в Петербурге, в Валаамской часовне. Об этом периоде своей жизни он рассказывал: «Многомятежный сей град повлиял на меня вредно, и я, немощный духом, не смог вместить городской сутолоки, ибо мне приходилось закупать и отправлять на вокзал и пароход и принимать разные товары, какие требовались для монастыря».

В 1933 году был пострижен в схиму с именем Иоанн. Исполнял наряду с главным духовником Валаамского монастыря послушание второго духовника.

В 1940 году в связи с советско-финляндской войной отец Иоанн вместе с братией был вынужден покинуть родную обитель и эвакуироваться в Финляндию. Там  в местечке Папиниеми (по-русски Поповка) был основан монастырь, который получил название Новый Валаам.

Кончина старца последовала 6 июня 1958 года. Похоронили схиигумена Иоанна на кладбище Нового Валаама.

Здесь приводятся его размышления о неминуемом для каждого человека. (По изданию: Валаамский старец схиигумен Иоанн [Алексеев]. Письма о духовной жизни. Св.-Троицкая Сергиева Лавра, 2007).  

***

У тебя теперь есть понятие о внутренней жизни и некоторый на­вык; понуждай себя чаще внутренне молиться, насколько хватит сил и времени; ещё упражняйся в смертной памяти и молись Богу, чтобы он дал память смертную. Замечай, какая наша временная жизнь: непос­тоянная, изменчивая и скоропроходящая, невнимательных увлекает к рассеянности; а чтобы приобрести внутренний свой мир, одно средс­тво – непрестанная молитва. Скука и грусть пройдут, потерпи, не унывай, помоги и храни тебя Господь.

***

Прочёл твоё письмо, всё понял, перечувствовал, не скрою, и поплакал. Слава Богу, тяжёлое время пережила. Не смущай себя, как перестроить свою жизнь, расположись на волю Божию и молись, время постепенно перестроит. Хорошо, что поминки не устраивала, без по­минок довольно было тебе хлопот. Конечно, тебе тяжело было видеть и переживать кончину своей дорогой мамочки, и раньше не приходи­лось тебе присутствовать у умирающих. Однако кончины бывают раз­ные. Игумен Маврикий Валаамский боролся со смертью 40 дней, а иеромонах Иереней 60 дней, вчера похоронили монаха семидесяти четырёх лет, скон­чался скоропостижно: до обеда работал, после обеда остался один в келии; пришли в келию, а он лежит у стола, душу отдал Богу.

Человек не умирает, только переходит в другую, вечную жизнь. Тело из земли, в землю и пойдёт, а душа от Бога – к Богу и пойдёт.

А там уже Его святая воля, куда определить по делам каждого на вечную жизнь. Бу́ди, Господи милость твоя на нас, якоже уповаем на Тебя.

***

Малодушные минуты бывают не у тебя одной, все люди испытывают эти тяжёлые минуты, иногда бывает – хоть в голос кричи.

О судьбах человеческих в загробной жизни мы не можем решать – Его воля. Однако я не сомневаюсь в спасении православной верую­щей души, но степени блаженства, конечно, по заслугам каждого че­ловека. Как святой Апостол сказал: «Славы разные, иная слава солнцу, иная слава луне и иная слава звездам». Если какая грешная душа попадает в ад, святая Церковь замаливает такую душу, и Господь ос­вобождает её из адовых уз. Я, грешный, верую в церковные молитвы.

***

Время когда найдётся, хоро­шо прочесть сколько-нибудь в Евангелии, в апостольских посланиях размышления о временной сей юдоли – плачевной жизни, о смерти и о будущей вечной жизни. Господи, помилуй! Страшно и подумать: конца нет. Хотя здесь бывает иногда очень тяжело, и все мы, бедные, кряхтим под тяжестью разных скорбей, однако они изменяются,  а там никаких перемен не будет.

***

Ты испытывала страх после смерти умершей Х. Это было от её нерасположения к тебе. Святая Церковь верует: души умерших трое су­ток ходят по всем местам, где она жила, и когда она приходила к тебе, вот ты и испытывала страх.

Ты пугаешься, думая, какая кончина постигнет тебя. Конечно, страшновато умирать, боязнь смерти свойственна всем человекам, пишет преподобный Иоанн Лествичник (слово 6 «О памяти смертной», 3-я глава). А отчаяние и уныние – уже от врага. Не слушай его внушения. Прочти в Отечнике [святителя Игнатия (Брянчанинова)] в конце 126-й главы изречения старцев, имена которых не дошли до нас.

Православные богословы решительно сказали о спиритизме: бесовское явление. Апостол Павел сказал: Сам сатана принимает вид Ангела света (2 Кор. 11, 14). О бесовских явлениях в виде ангелов прочти в тех же изречениях святых старцев (гл. 134, 135, 136, 110, 158). Как же можно верить в то, что является Павле? Это явная прелесть бесовская. Если сатана является в виде Спасителя, Ангелов и святых, значит, может явиться и в другом виде? Только сатана никак не может представить креста, – прочти у преподобного Варсонофия 413-й ответ.

Степени духовного преуспевания разные, и духовное познать может только ду­ховный. Полезнее видеть всех хорошими, а себя хуже всех. Если будешь смотреть только за собой, тогда именно увидишь себя хуже всех.

Пишешь, что переживаешь тяжёлое душевное состояние. Однако знай: не ты одна переживаешь подобное тяжёлое со­стояние, а всё человечество кряхтит под бременем Адамова наследия от преслушания. В подобные тяжёлые минуты одно средство – терпение и молитва, и уверяй себя, что будет перемена к лучшему, ибо как в воздухе бывают перемены, так и у нас.

***

Вполне сознаю, даже со­чувствую вашей тяжёлой скорби. Что делать: ведь не без Божией же воли они нам приходят, не было бы скорбей, и не было бы спасения, всё же они очень нас смиряют, и всех и всюду они преследуют, только в разных видах. Судьбы Господни непостижимы нам грешным, и никакой ум решить не может, почему Господь посылает разные скорби: одним очень тяжёлые, а другим лёгкие. Против скорбей одно средс­тво: терпение и молитва, сказал преподобный Марк Подвижник.

Большая наша ошибка, что мало думаем о переходе в другой мир, ведь эта наша жизнь в юдоли сей плачевной – не что иное, как путь к вечности и приготовление к ней. О, вечность, ты вечность, не име­ющая конца! Здесь, хоть иногда тяжело живётся, постигают тяжкие скорби и лютые болезни, однако есть некоторая отрадная мысль: умру и всё это кончится, а там-то чего ждать?

Господи! Ими же веси [ве́домыми Тебе] судьбами спаси нас грешных. Аминь!

***

Бедный человек: в молодости мучают страсти, а в старости немощи. Жизнь моя прошла, я приблизился к переходу в другой, лучший мир, где нет печали и воздыхания. Однако страшновато умирать, ведь дело-то небывалое. Как будет душа с те­лом разлучаться – тайна великая.

Вот, Марфа Платоновна, не придётся мне с вами больше посидеть у стола за чаепитием и поговорить о едином на потребу. Всё же надеюсь, что увидимся в буду­щей жизни. Вы стремитесь исполнить евангельские заповеди, и я тоже стремлюсь, а немощи как человеки сознаём и каемся, и Господь по Своему милосердию удостоит нас свидания в будущей жизни. Когда дьявол нанесёт мысли отчаянные, гони его молитвенным бичом, ибо он очень нахальный, сильно нападает на стремя­щихся к духовной жизни. Святые Божии люди испытывали такие ужасы, что даже не пожелали предать их писанию. Впрочем, его злая воля ограничена: он искуша­ет нас, влагает разные мысли, но наше са­мовластие может их принять, может и не принять – конечно, с Божией помощью.

***

Святой апостол Карп очень ревновал о православном благочестии и просил Гос­пода наказать двух грешников. И вот Апостолу было видение: эти два грешника стоят на краю бездны. Господь спрашива­ет: «Ты хочешь наказать этих грешни­ков?» Апостол обрадовался. Но Господь послал двух ангелов, чтобы спасти греш­ников, и говорит Апостолу: «Бей Меня и вторично распинай, Я готов ещё раз пост­радать для грешников».

Дивен Ты, Господи, и чудно Твоё мило­сердие и снисхождение к нашей греховности.

***

Да, Господь дал нам разум, и мы долж­ны им пользоваться. Но разум-то зава­лен страстями! Мудрствуем под влиянием страстей, и выходит ошибочно.

А смертный час всех страшит, ибо смерть вошла в человечество не по природе, вот человек боится и бежит от неё. И ещё страшит нас то, что мы знаем, когда и где родились, а когда, где и как умрём – неизвестно. Лучше всего стараться положиться на волю Божию во всём. Смертные кончины бывают разные, даже и у святых. Преподобного Афанасия ко­локольней задавило, а святого праведного Артемия Веркольского убило громом. Не без Божией же воли бывают кончины человече­ские, и мы, грешные, не можем понять Господня определения.

Сегодня двенадцатое, были похороны двух иноков, Гервасия и Евтихия. Пер­вому восемьдесят три года, второму – восемьдесят один. Посетил я о. Евагрия, у него пухнут руки и ноги и одышка. Всё же не унывает, сознаёт, что приходит конец этой временной жизни, гото­вится к переходу в другой, вечный мир. Он сказал мне: «Вот я теперь, по совету преподобного Серафима Саровского, утром до обеда читаю Иисусову молитву, а с обеда – Пресвятой Богородице». Хорошее у него настроение.

***

Говорит [блаженный] Феофилакт: «Человеческой природе свойственно бояться смерти. Смерть вошла в человеческий род не по природе, поэтому природа человеческая боится смерти и бежит от неё». Святой Максим Исповедник говорит: «Нет ничего страшнее помышления о смерти и величественнее памяти о Боге». Вот такой святой и то боялся смерти, ему даже отрезали язык за верность Православию. Многие говорят: «Я не боюсь смерти, готов хоть сейчас умереть», – это только пустословие, а когда почувствует приближение её, тогда будет страх.

***

Вот что я заметил: большая ошибка и немощь много заботиться о том, чтобы продлить нашу жизнь. Жизнь и смерть в руках Божиих, и Господь сказал: Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам (Мф. 6, 33). Наша забота и стремление должны быть о том, чтобы жить по заповедям Божиим и очистить сердце от страстей.

***

Сегодня ходил я на кладбище. Погода хорошая, дорога сухая. Обошёл все могилы. Прочёл доски на крестах: кто когда умер, сколько лет жил в монастыре и каких лет от рождения. На Новом Валааме лежат в могилах сто пятьдесят четыре инока. Всех вас я знаю, и ваши тела лежат в могилах. Ибо закон смерти неумолим. Когда и где родились – знаем, а когда и где умрём – не знаем. Человек взят из земли, в землю и пойдёт, а душа от Бога – к Богу и пойдёт.

Где-то вы, честны́е отцы, находитесь? И как вы там поживаете? Я глубоко верю, что вы не умерли, а только перешли в другой, невидимый мир. Но они молчат! Тайна велика. Где и как живут, мы не знаем. Святой апостол Павел говорит: Ходим верою, а не ви́дением (2 Кор. 5, 7).


[1] В связи с кончиной схимонахини Валентины, духовной матери адресата письма.