Какова власть бесов над человеком?

А существуют ли действительно те, кто, не имея тела, тем не менее, являются действительно реальными существами?

Я бы сказал так: почему мы думаем, что существует только то, что можно пощупать, осязать, увидеть? Почему не могут быть, в нашем смысле, бестелесные существа, которые могут быть, так сказать, заряжены добром или злом?

Опыт не только христианства, но даже и других религий, с самой великой древности говорит о том, что действительно существуют и ангелы, и демоны. В этом отношении христианство, если хотите, ничего нового не привнесло.

Вера в мир духов была вызвана не какими-то человеческими фантазиями. Нет, она возникла из непосредственного опыта – опыта фактов явлений того мира, то есть явлений как сил ангельских, так и демонических. Известный философ Сергей Николаевич Булгакова, который от марксизма пришел к православию, в своей книге “Свет Невечерний”, произносит такую замечательную фразу: “Гора религиозных фактов полностью покрывает холм скептицизма”. Действительно, фактов, когда человек соприкасался с жителями, я бы сказал, того мира огромное количество. Посмотрите, например, что переживали, многие спириты во время своих сеансов, как они подчас видимо соприкасались с ду́хами.

О видении ду́хов свидетельствует опыт многих святых, и они, кстати, говорят очень любопытные, я бы сказал, слова, что это – великая милость Божия, что мы не видим бесов. Потому что все те, кто соприкасался с миром демонов, говорили, что это не только страшные, не просто чудовищные, но еще и отвратительные создания. Сам их вид буквально вызывает и страх, и отвращение у человека. И, любопытный еще момент, который встречается у святых отцов: они говорят, что бесы тошнотворны, то есть вызывает даже тошноту у человека – вот до какой степени доходит соприкосновение с ними.

Преподобного Антоний Великий писал: “Когда мы живем правильно, по совести, по-христиански, то этим самым мы соединяемся с Духом Божьим. Когда же живем вопреки этому, то мы – замечательные слова – соединяемся с демонами-мучителями”. Действительно, – с демонами-мучителями – потому что их существо по отношению к нам примерно таково, каково отношение к нам хищников, например, там лев какой-нибудь, тигр или змея, или скорпион. В том состоянии, в котором мы теперь находимся, они для нас смертельны. Поэтому их надо опасаться.

Наше соприкосновение с миром бесов возможно только тогда, когда мы протягиваем им руку. А мы протягиваем руку чем? – Нарушением тех норм человеческого существа, которые называются заповедями Божьими. Эти заповеди можно свести к одному: жизнь по совести. Но какой совести – христианской, потому что общечеловеческая совесть не говорит, что нельзя осуждать: “Ну, мало ли кого я осудил, ну и что из этого?” “Мало ли кому я позавидовал?” Христианская совесть говорит: “Нет! Ты позавидовал – ты уже нанес рану своей душе, ты осудил кого-то – ты уже оскорбил свою душу!” Понимаете, насколько христианская совесть глубже смотрит в душу человеческую. Вот это очень важно понимать!

Демонические силы – это духи, обладающие, как говорят множество святых отцов, тонким телом. Как выражались у нас писатели 19-го века – эфирным телом, то есть не этим материальным, которое можно анализировать как любую материю, нет, а тончайшим телом. Они действительно – телесные существа.

Да, они имеют определённый разум, они имеют определенные способности, и у них тоже есть иерархия. Иерархия какая? Не в смысле – подчинение только, а иерархия в смысле их свойств. Возможно, их иерархия, подобна той, по которой существует этот видимый, допустим, животный мир: от низших существ до высших. Как какая-нибудь низшая, какая-нибудь лягушка, я не знаю, что она понимает? И, обратите внимание, как дельфин понимает… или как слон понимает… Посмотрите, какая разница! Так и там тоже.

Святые отцы говорят, что есть демоны страстей. О чем здесь идет речь? Имеются ввиду их свойства. Посмотрите, например, вот волк, а вот овца… Совсем разные свойства! И мы это прекрасно понимаем, да? Так и в мире ду́хов – этих демонов – также разные ду́хи: есть ду́хи-волки (образно я говорю), есть ду́хи-овцы. Мы говорим “бес” и никакого различия подчас не подразумеваем. А на самом деле, в бесовском мире имеется очень большое различие.

Святые отцы предупреждают, что, допуская в себя какие-нибудь греховные мысли и желания, мы этим самым открываем в своей душе форточку или даже дверь для вхождения в неё беса, который уже может возбудить эту страсть в неестественно огромной силе. Святые отцы так и говорят: “Бес блуда, бес гнева”. Поэтому надо очень беречься от того, чтобы не открывать им эти двери.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *